Тест
Андрей АКИМОВ
Фотография — это искусство и техника, хобби и болезненная страсть — зеркало, в котором отражается окружающая нас действительность, в том числе бизнес и политика. А еще это соревнование. Первым, кто пришел к такому мнению, был, наверное, чешский писатель Карел Чапек. В рассказе «Человек и фотоаппарат» читаем: «Имейте в виду: фотография — настоящий спорт; с нею связаны, во-первых, известное честолюбие и, во-вторых, отчаянный азарт». Сейчас, через 80 лет после того, как Чапек написал эти слова, не надо даже напрягаться, чтобы согласиться с ним.
Фестивали и конкурсы — чем не спортивные состязания?! World Press Photo, например, — чемпионат мира по фотожурналистике, а различные «фотомарафоны» и «фотокроссы» — вообще помесь ориентирования на местности и биатлона с фотокамерой вместо винтовки. Так же, как в спорте, в фотографии есть профессиональные лиги и любительские объединения. Выставочные залы — роскошные спортивные арены. На портфолио-ревю отбирают молодых дарований. Кураторы выступают в роли агентов, галеристы — в роли владельцев спортивных клубов. Любой конкурс — соревнование. Завоевываются медали, раздаются дипломы, подсчитываются рейтинги. Имена чемпионов у всех на слуху. Получить альбом с автографом автора-звезды так же приятно, как футболку или мяч, расписанный игроками победившей команды. Постепенно знаменитости переходят на должности играющих тренеров и начинают гастролировать по миру с «показательными выступлениями», семинарами и мастер-классами.
Почти как в автогонках «Формулы-1», в современной фотографии есть «Кубок конструкторов». Неофициальный, конечно. Но производители соревнуются между собой по-настоящему и азартно выпускают все новые и новые модели камер и объективов. Очки набираются в гонках мегапикселей, кадров в секунду, форматов матриц, кратности зумов и пр. Без этого никак нельзя. Стоит закончиться одному состязанию, как стратеги — маркетологи противоборствующих сторон — придумывают другое. Специализированные журналы тестируют новинки и сравнивают их между собой. Каждый год выбираются лучшие камеры, объективы, принтеры, вспышки. Победитель получает главный приз — долю рынка.
Как и в спорте, у каждого производителя есть преданные фанаты, целенаправленно собирающие технику и аксессуары именно его марки. И горячо отстаивающие честь «команды» в словесных интернет-баталиях. Проще всего найти их на «монобрендовых» форумах. С замиранием сердца такие фотолюбители следят за выходом новинок и заполняют сеть тысячами гневных отзывов или умных рекомендаций, потому что, как настоящие болельщики, лучше игроков-инженеров знают, каким надо было сделать фотоаппарат и на какие характеристики упирать. При этом потери и промахи любимого бренда воспринимаются почти как личное горе. Кто-то идет по пути наименьшего сопротивления и примыкает к лагерям сторонников самых популярных производителей, другим же важно быть не такими, как все.
Что поделать, общество не может обойтись без соревнований. Человеку всегда надо доказывать свое превосходство окружающим и самому себе. Если он не соревнуется сам, то делает это опосредованно, выбирая «команду», за которую будет болеть. Такая своеобразная «калибровка», помогающая определить место в обществе и почувствовать себя увереннее.
Да, дух соревнования пронизывает фотографию насквозь. Но если посмотреть на все со стороны, то станет понятно, что это состязание без начала и конца. Быстроногий Ахиллес никогда не догонит черепаху, никому не владеть «лучшим в мире фотоаппаратом» и не сделать «лучшую в мире фотографию». Поэтому если отбросить «спортивную» составляющую, то окажется, что фотография — это жизнь: продолжительная учеба и тяжелый труд, случайные промахи и заслуженные достижения, невосполнимые потери и восхитительные находки. Здесь не может быть абсолютных чемпионов. И я согласен с Чапеком, что «тут все дело в каком-то колдовстве или чуде, которое не зависит от нас и совершенно не в нашей власти».