АВТОРИЗАЦИЯ | Регистрация |
  
ПОИСК
 
EN

RU

Письма в редакцию. Персона - зеркало - меланхолия. Часть II

14.09.2011

Ирина ЧМЫРЕВА

...Каждая из трех новелл — чип, несущий в себе код всей предстоящей картины. Как чип в реальном мире, вставные истории трех режиссеров, вшитые в ткань фильма, — иной природы, чем дальнейшее повествование. И эта природа — абстрактная, фотографическая.

Читатель мой, верно, подустал в прошлый раз, когда я перечисляла факты, очевидные культурному человеку. Есть лишь толика извиняющего меня обстоятельства, что это перечисление позволяет мне, наконец, рассказать о связях каждой из вводных новелл трех великих фильмов с фотографией своего времени. Новелла «Персоны» Ингмара Бергмана — посвящение великой традиции абстрактной фотографии, где Ман Рэй и Морис Табар, старший современник режиссера Фредерик Зоммер и ровесник и земляк Кристер Стремхольм. Если бы не фотография, визуальный абстракционизм оставался бы константой художественных теорий и практики традиционных визуальных искусств (т.е. тем, что существует только во «внутреннем мире» художника и не имеет реализации в физических пространстве и времени) — фотография, искусство безусловно физической природы, оперирующее исключительно с веществом существующим, в эпоху экзистенциальной философии (философии бытия) вдруг развоплощается, чем точнее доказывает возможность бытия на разных уровнях, в том числе там, где раньше никто не искал материю, считая этот уровень исключительно обителью идей. Скорость изменений восприятия визуальных образов, введение в культуру форм, неопознанных ранее, — этому свидетелем был Бергман, эта скорость мелькания образов — не только констатация данности происходящих перемен, но и предвидение значения революции скоростей восприятия (от банального «использования» 25-го кадра до тончайших исследований глубин человеческой психики), без которой сегодня мы не представляем ни одну сцену погони в боевиках, ни одного спецэффекта во всех видах «движущихся искусств» (видео-арта, кинематографа, анимации, произведений мультимедиа, в том числе созданных на основе фотографических изображений).

«Я могу говорить» Тарковского когда-нибудь станет прологом к выставке неофициальной фотографии его ровесников из советского пространства. Это гимн труду тех, кто открывал себя: Михайловых, Бодрова, Самойлова, Лапина, Щеколдина, Семина, многих других — тех, кто прорвался сквозь барьер молчания о многомерности реальности, сквозь картонную ширму картинки советской действительности. Тем же, кто готов немедленно вступить со мной в спор, отстаивая мнение, что эта ширма и была жизнью, а названные (и не названные) мною фотографы не более чем очернители счастья простого советского человека, спешу заверить, что прорыв уплощенной картины мира практически одновременно случился по обе стороны «железного занавеса»: только с одной стороны (здесь) прорывали статичную картинку с идеологической подоплекой, а с другой — выплывали из моря телевизионных «мыльных опер», точно так же пропагандировавших идеологические ценности, но другого, капиталистического (правда, давно уже демократического) мира.

Фильм фон Триера — гимн революции визуального мира, свидетелем которой мы являемся. «Изображение, созданное на платформе фотографии» при помощи цифровых манипуляций (от изменений тональности до монтажа, анимации и прочая) независимо ни от чьего экспертного мнения де-факто — целый континент внутри пространства современной визуальной культуры. Я еще помню, когда шли споры, сможет ли цифровой отпечаток стать предметом коллекционирования, я помню, как в 2002 году на FotoFest'е в Хьюстоне одной из двух главных тем был назван «прорыв за пределы фотографии» (второй темой стала история фотографии). Как адепты «цифрового искусства» уверенно строили прогнозы о «захвате» мирового господства новыми не технологиями, но творческими методами (т.е. новыми стратегиями мышления, ведущими к созданию новых изображений).

Несколько лет о тех выставках на мировой гранд-сцене фотографии никто не вспоминал; в Азии постепенно сформировалась собственная платформа презентации цифровых искусств, и, когда она приобрела достаточный, в том числе финансовый, вес, о технологических «произведениях искусства, созданных на основе фотографического изображения» заговорили повсеместно. Пока только одна из форм этого искусства, впервые предъявленная широкой публике в Хьюстоне, — «искусство, существующее исключительно в форме сетевого объекта», не получила признания арт-системы (рынка и институций архивации и изучения, в т.ч. музеев).

В одном из интервью арт-директора Fob^est^ в Хьюстоне Венди Вотрис во время ее визита в Москву в связи с подготовкой следующего фестиваля, посвященного современной российской фотографии, она сказала, что и тогда, и сейчас они глубоко доверяют кураторам, с которыми работают, даже если их точка зрения кажется пока не общепринятой: «Так было с видеоартом: в 1960-е это был самый модный вид творчества, в следующие десятилетия он постепенно сошел на нет, а сейчас мы свидетели возрождающегося интереса к нему, причем на всех уровнях, но у видеоарта уже новые формы и новые значения, новые горизонты, так, возможно, произойдет и с цифровым сетевым искусством».

Пока же цифровое искусство на основе фотографии существует в формах уже традиционных для современной культуры: отпечаток и анимационное произведение (причисляемое к видеоарту). Обе эти формы современного цифрового искусства уже признаны в «кругах, диктующих правила» — в музейной, галерейной, издательской среде, у коллекционеров и посетителей ярмарок современного искусства. Сейчас благодаря фон Триеру эти формы становятся тотальными, выходят в массовую культуру. Я не склонна преувеличивать аудиторию «Меланхолии»: ее «культурный код», ее сообщение едва ли будут восприняты, но красота кадра обладает магией, она притягивает зрителя помимо его воли.

Не существует единственной стратегии завоевания или противостояния манипули-рованной реальности «искусства, созданного на основе фотографического изображения», как нет панацеи от всех болезней. Так не может одно Международное портфолио-ревю в Москве в корне изменить фотографическую ситуацию, которая формировалась в России десятилетиями. Так и фильм «Меланхолия» не станет абсолютным триумфом нового вида искусств. Дело не в монополии, но в масштабности. После «Меланхолии» уже невозможно будет игнорировать манипулятивную реальность — ее выход на авансцену состоялся. Так, уверена, и «московский слет» российских, украинских и белорусских фотографов и международного экспертного сообщества — это мощный выброс энергии, заставляющий ситуацию меняться.


КОММЕНТАРИИ к материалам могут оставлять только авторизованные посетители.


Материалы по теме

Моя фотография. Фарит Губаев: «Анри Картье-Брессон»

Моя фотография. Фарит Губаев: «Анри Картье-Брессон»

18.11.2015
Опыты теории - О статичном и динамичном. Авторская колонка Владимира Левашова

Опыты теории - О статичном и динамичном. Авторская колонка Владимира Левашова

Фото как видео, видео как фото — на стыке двух медиа сегодня ведут творческие поиски художники. В какой точке статика превращается в динамику? В какой точке динамика затухает до статики? Нов ли этот подход, в чем его суть, какова предыстория появления и каковы пути развития? Эти вопросы мы задали Владимиру Левашову
18.11.2015
Авторская колонка Ирины Чмыревой. Письмо 80. Ода возрасту

Авторская колонка Ирины Чмыревой. Письмо 80. Ода возрасту

18.11.2015
Моя фотография. Александр Китаев. «Сад Венеры»

Моя фотография. Александр Китаев. «Сад Венеры»

24.09.2015

Foto&Video № 11/12 2015 СОДЕРЖАНИЕ
Foto&Video № 11/12 2015 Портфолио. Искусство искусства. Владимир Клавихо-Телепнев
Портфолио. Московский палимпсест. Михаил Дашевский
Письма в редакцию. Письмо 80. Ода возрасту. Авторская колонка Ирины Чмыревой
Опыты теории. О статичном и динамичном. Авторская колонка Владимира Левашова
Тест. Широкоугольный объектив Zeiss Batis Distagon T* 2/25
Тест. Фикс-объектив Yongnuo EF 50/1.8
Тест. Зеркальная фотокамера Nikon D7200
Тест. Смартфон LG G4
Тест. Монитор LG UltraWide 34UC97
Читательский конкурс. Альтернативная реальность. Тема — «Коллаж»
Практика. Изменение видимого. Фотографическая монотипия
Практика. Дело по любви. Создание мягкорисующих объективов
Практика. От Цюриха до Женевы. Тревел-фотография: Швейцария
Репортаж. Диалог открыт. Фестиваль «Фотопарад в Угличе — 2015»; Ярославская обл.
Репортаж. Общность памяти. Фестиваль PhotoVisa 2015; Краснодар
Репортаж. За свободу слова. Фестиваль Visa pour l’Image 2015; Перпиньян, Франция
Моя фотография. Фарит Губаев: «Анри Картье-Брессон»

Календарь событий и выставок

<< Апрель 2024 >>
 1234567 
 891011121314 
 15161718192021 
 22232425262728 
 2930 
  
Сегодня
16.04.2024


(c) Foto&Video 2003 - 2024
email:info@foto-video.ru
Resta Company: поддержка сайтов
Использовать полностью или частично в любой форме
материалы и изображения, опубликованные на сайте, допустимо
только с письменного разрешения редакции.

Яндекс цитирования Rambler's Top100