АВТОРИЗАЦИЯ | Регистрация |
  
ПОИСК
 
EN

RU

Авторская колонка Ирины Чмыревой. Письмо 77. Ошибка куратора

Ирина ЧМЫРЕВА
Кандидат искусствоведения, куратор фотографических выставок, автор текстов о фотографии, старший научный сотрудник НИИ теории и искусства изобразительных искусств Российской академии художеств (Фото: Таня Васильева)

18.03.2015

Несколько лет назад в письмах я уже обращалась к теме кураторства. Впрочем, о кураторах и фотографах говорю часто и повсюду.

Поводом для этого письма стали несколько недавних встреч с коллегами, да выставки, да воспоминание о разговоре со старшим коллегой, сделавшим выставку «Искусство современной фотографии: Россия, Украина, Беларусь», прогремевшую в 1994 году в Москве.

В тот раз с размахом в ЦДХ были представлены коллекции 70 авторов. В современной истории фотографии сохранилось большинство имен, прошедших селекцию 20 лет назад к той экспозиции и теми кураторами (даже у одного куратора процесс отбора — это личное исследование и проговаривание с коллегами, общение с художниками, вслушивание в «шум улицы» — т.е. процесс индивидуальный и коллективный, баланс между именем/знанием одного главного отборщика выставки и «всем миром»). Некоторых из авторов той выставки уже нет на этом свете, кто-то давно не занимается фотографией как автор (а можно было бы вывести статистику: из семидесяти участников — один директор музея, три редактора, восемь профессоров, в том числе пятеро преподают фотографию...), но собранная тогда выставка — плод исследования, аналитики, результат синтетического кураторского творчества. И выпущенный к выставке каталог — кладезь информации по сей день, редкий, едва ли не основной источник биографий и датировок для целой эпохи нашей фотографии. Мы говорили с главным куратором «Искусства современной фотографии...» о выборе авторов.

Имеет ли право куратор на ошибку? (И что потом с этой ошибкой делать?) «Ошибка? Да, была. Я не взял одного автора. Тогда мне казалось, что то, что он делает, очень камерно, что продолжение будет и тогда, возможно. а вскоре он умер, и стало понятно, что он был совершенно уникальным, и его место до сих пор не занято никем, хотя ниша такой фотографии есть. И я до сих пор живу с ощущением своего невыполненного долга».

Для тех, кто давно в фотографии, даже в пересказе без имен, уже ясно, с кем и о ком идет разговор. Для остальных: разговор с Евгением Березнером, на счету которого за последние 40 лет пять сотен выставок русской старой и новой фотографии, в том числе экспозиции эпохальные. А фотограф — Александр Викторов, без которого, действительно, рассказ о фотографии 1980-х — 1990-х будет неполным, невозможным просто.

Вспомнила я тот разговор, посетив несколько конкурсных выставок в Москве и в европейских столицах за последние недели. Вспомнила разговоры с коллегами, российскими и зарубежными, в жюри конкурсов, фотографических премий, на открытиях выставок. И в очередной раз подивилась: как легко авторы, «попав в тренд», становятся лауреатами из года в год, как кочуют по выставкам, как легко в профессию кураторскую приходят новые люди, уверенные, что сейчас они-то наведут порядок и покажут. узкий, не ими открытый круг имен, которыми позже в Истории будет обозначено наше время.

Куратор — маленький человек. Он зависим от общества и того, что создано авторами; от собственных знания, опыта, удачливости и репутации; от обстоятельств, вплоть до смены политического курса государства, и от обязательств, принятых им самим, куратором, возможно, бессознательно. Но эти обязательства перед Историей и перед современниками — тяжелый груз. Его можно едва сдвинуть с места, тем более нести на себе либо неосознанно, либо всматриваясь и вслушиваясь, дистанцируясь от личного выбора и наблюдая его со стороны. Куратор — куратор самому себе, себе редактор. Счастье, если есть с кем посоветоваться, перемолвиться словом, огромное счастье, если есть среда, в которой можно проговаривать свои идеи и сомнения, есть контекст, на фоне которого себя (свое дело кураторское) можно рассмотреть и увидеть будто со стороны: и масштаб, и огрехи. Иначе. и чаще всего у куратора и есть только это «иначе»: сам Куратор и публика, сам Куратор и фотографы. И возникает иллюзия кураторской Истины, которая не более чем правда, и хорошо, если можно о ней говорить уважительно.

Фотографам (думается мне) немного легче: им есть о ком посетовать, кого искать. Искать: редактора, куратора. Далеко не каждый фотограф может отбирать свои фотографии, видеть в них не только собственные воспоминания («ой, а это было снято в трудных условиях, а вот этот человек на фотографии, он такой.»), но Фотографию. Тем более мало кто может складывать фотографии в истории (называйте их проектами, сериями, выставками, книгами — в зависимости от цели отбора), наступать на горло собственной песне, если послышалась фальшивая нота или даже неверный тон в едином целом, сложенном из отдельных снимков.

Немногие из фотографов обладают талантом редактора, это другая профессия. Также и хороший редактор может быть в прошлом средним фотографом и даже не уметь снимать вовсе, хотя последних среди хороших редакторов ничтожная часть: все-таки важно понимать фотографию не только как объект, но и как процесс, понимать, пусть не до беспредельных глубин, психологию человека, который фотографии делает.

Среди фотографов немногие оказываются наделены кураторским даром; если он раскроется — с годами жди нового директора фотографического фестиваля, музея, хорошего (благодаря этому куратору-редактору] издательства. Потому что дело не в названиях институций, не в их общественном (на арт-сцене и на сцене фотографической] рейтинге: имя и репутация лишь следствие творчества людей, которые эту институцию делают. Потом институция может «протянуть» на старой репутации некоторое время, но все равно померкнет, пока не будет харизматического (и неторопливого, и внимательного к себе] нового редактора и куратора. Безусловно, куратор рождается с опытом в процессе совершения лично им его персональных ошибок, но куратор не есть набор знаний или название школы, выпустившей его; куратор помещает фотографию (и фотографа] в контекст, раскрывает сущности, доказывая тем самым право автора на место в Истории. Согласитесь, это тяжелая работа. Плохо, когда за нее берутся те, кто изначально уверен в своей непогрешимости и не готов оценивать собственные ошибки.

За последние 20 лет плохо ли, хорошо ли, но фотография в России попала на сцену современной массовой культуры, внимания ей уделялось побольше, чем современному российскому кино и даже современному искусству. А именно на этой сцене в свете телевизионных софитов фотографии российской и предъявить. разве что цифровые и целлулоидные фикции посттелевизионной картинки. Все-таки фотография — искусство и, как все виды искусств, не может развиваться под диктатом людей, возомнивших, что кураторство — это руководство, задание рамок, в которых художник должен работать. (Творить — слово, которое не употреблю здесь, поскольку верю, что рамки творчеству может устанавливать только автор, но он обязан их сам ставить себе.] В результате «кураторства», предшествующего даже процессу создания фотографии, официальная картинка современной фотографии, предъявляемая нам, современникам, на выставках и в публикациях, далека от естественного процесса творчества, в котором фотография, наперекор всему, даже «духу нашего времени», продолжает жить.

Какой это выбор кураторов, осознанный или бессмысленный, — этого я не знаю. Представляя будущее, я не могу в нем увидеть разговор с куратором-диктатором сегодняшних выставок, который бы вспомнил не устриц и не число постов в твиттере с открытия, но свои ошибки.

Их не надо обсуждать вслух, разве что в профессиональном сообществе блага ради. И все-таки счастливы те, кто, зная свои ошибки, может исправить их самостоятельно.


КОММЕНТАРИИ к материалам могут оставлять только авторизованные посетители.


Материалы по теме

Моя фотография. Фарит Губаев: «Анри Картье-Брессон»

Моя фотография. Фарит Губаев: «Анри Картье-Брессон»

18.11.2015
Опыты теории - О статичном и динамичном. Авторская колонка Владимира Левашова

Опыты теории - О статичном и динамичном. Авторская колонка Владимира Левашова

Фото как видео, видео как фото — на стыке двух медиа сегодня ведут творческие поиски художники. В какой точке статика превращается в динамику? В какой точке динамика затухает до статики? Нов ли этот подход, в чем его суть, какова предыстория появления и каковы пути развития? Эти вопросы мы задали Владимиру Левашову
18.11.2015
Авторская колонка Ирины Чмыревой. Письмо 80. Ода возрасту

Авторская колонка Ирины Чмыревой. Письмо 80. Ода возрасту

18.11.2015
Моя фотография. Александр Китаев. «Сад Венеры»

Моя фотография. Александр Китаев. «Сад Венеры»

24.09.2015

Foto&Video № 11/12 2015 СОДЕРЖАНИЕ
Foto&Video № 11/12 2015 Портфолио. Искусство искусства. Владимир Клавихо-Телепнев
Портфолио. Московский палимпсест. Михаил Дашевский
Письма в редакцию. Письмо 80. Ода возрасту. Авторская колонка Ирины Чмыревой
Опыты теории. О статичном и динамичном. Авторская колонка Владимира Левашова
Тест. Широкоугольный объектив Zeiss Batis Distagon T* 2/25
Тест. Фикс-объектив Yongnuo EF 50/1.8
Тест. Зеркальная фотокамера Nikon D7200
Тест. Смартфон LG G4
Тест. Монитор LG UltraWide 34UC97
Читательский конкурс. Альтернативная реальность. Тема — «Коллаж»
Практика. Изменение видимого. Фотографическая монотипия
Практика. Дело по любви. Создание мягкорисующих объективов
Практика. От Цюриха до Женевы. Тревел-фотография: Швейцария
Репортаж. Диалог открыт. Фестиваль «Фотопарад в Угличе — 2015»; Ярославская обл.
Репортаж. Общность памяти. Фестиваль PhotoVisa 2015; Краснодар
Репортаж. За свободу слова. Фестиваль Visa pour l’Image 2015; Перпиньян, Франция
Моя фотография. Фарит Губаев: «Анри Картье-Брессон»

Календарь событий и выставок

<< Октябрь 2024 >>
  123456 
 78910111213 
 14151617181920 
 21222324252627 
 28293031 
  
Сегодня
08.10.2024


(c) Foto&Video 2003 - 2024
email:info@foto-video.ru
Resta Company: поддержка сайтов
Использовать полностью или частично в любой форме
материалы и изображения, опубликованные на сайте, допустимо
только с письменного разрешения редакции.

Яндекс цитирования Rambler's Top100