Фото
Алена АДРИАНОВА
Текст
Евгения АКИМОВА
Стать квалифицированным специалистом непросто. Много лет учишься, проходишь этапы становления. А достигнув определенного уровня квалификации, понимаешь, что ее снова пора повышать. Ведь стоять на месте — значит пятиться назад. Но случается, что человек приходит к выводу: выбранная специальность, изучению которой он посвятил много лет, не его стезя — пора идти другой дорогой.
Еще раз начать с нуля способен не каждый. К тому же решиться изменить профессии стоит, лишь имея в запасе серьезные аргументы «за» (плюс достаточно смелости!).
Для Алены Адриановой, когда-то уехавшей в Лондон на стажировку после окончания университета, главным таким аргументом вопреки предсказуемости офисных событий стала мечта о жизни с большим количеством неизвестных.
Повод же появился сам собой. Как-то после рутинного офисного дня на вечеринке у друга-дизайнера девушка познакомилась и разговорилась с английским фотографом о его жизни, а на следующий день — уволилась с наскучившей работы, чтобы стать свободным художником. Что здесь сыграло решающую роль? Легкомыслие — влюбленность — интуиция? Главное, что впоследствии она не раз поблагодарила себя за «пробуждение к новой жизни».
Первые шаги
Начала Алена в роли помощника ассистента: наблюдала за процессом, «держала отражатель». Затем «села» за компьютер, чтобы регулировать настройки освещения, записывать диски, а в конце съемочного дня ей разрешалось пробовать самостоятельно работать с моделями минут по 10—15. Так она постепенно приобрела технические навыки и опыт.
Примерно через полгода Алена обзавелась собственным оборудованием — комплектом вспышек-моноблоков Bowens Gemini 500R/500R. Стала фотографировать друзей, арендуя площадь в студии учителя. А учитель — портретист Уильям Дж. Картер/William G. Canter поощрял ее стремление к самостоятельности. Сам он тоже когда-то был ассистентом — знаменитого французского фотографа Жанлу Сьефа/Jeanloup Sieff.
Похоже, состоявшимся профессионалам свойственно покровительствовать молодым, начинающим. Новички же ловят каждое слово признанного художника, запоминая надолго не только его уроки — любое замечание и одобрение. Однажды в Лондоне Алене посчастливилось встретиться с Барри Латеганом/Banny Lategan — тем самым, который снял в 60-х всемирно известный портрет Твигги. Фотограф преподал Алене короткий, но запоминающийся урок. Подняв ладонь вверх, Барри спросил: «Вы видите, как ложится свет? — Поздравляю!»
Пора самостоятельности
Первые клиенты Алены появились благодаря сарафанному радио. Постепенно сформировался фотоархив и портфолио, в которое вошли любимые кадры. И вот наконец цифровые файлы были оформлены в PDF-презентацию, принты подготовлены для демонстрации, а избранные кадры отправлены в издательства.
В Лондоне прекрасно налажена коммуникация. Поэтому донести результаты своего творчества до фоторедакторов или арт-байеров рекламных агентств несложно: можно связаться с ними по телефону или e-mail — договориться о встрече — показать портфолио. В Англии статус фотографа определяет его работа, а не диплом (его иметь не обязательно). Чтобы получать уникальный продукт, заказчики предпочитают иметь дело с узкоспециализированными фотографами-профессионалами.
Как это часто бывает, в начале карьеры Алену совершенно не воспринимали как серьезного фотографа. Когда она однажды приехала снимать Стивена Беркоффа/Steven Benkoff, актер решил, что девушка-папарацци будет «ловить» его во время беседы за чаем. Но Алена не растерялась, она уже знала, как общаться со знаменитостями. Поэтому уверенным тоном попросила Стивена переодеться — и удивленный актер стал послушно позировать ей.
Другая неожиданная ситуация возникла перед съемкой виконта Линли/David Albert Charles Armstrong-Jones, Viscount Linley. Алена заранее подготовила и принесла оборудование в офис, где планировалась фотосессия. Но в назначенный день некоторых приборов на месте не оказалось. Искать было некогда, и пришлось работать с оставшимися. Алена никогда не теряется и не переживает из-за подобных казусов. Она считает, что фотографу, как любому предпринимателю, в самых сложных ситуациях приходит на помощь чувство юмора. А еще не обойтись без железной выдержки и большого трудолюбия. Хотя ее знакомая Барбара Минто/ Barbara Minto, первая женщина-консультант в компании McKinsey, каждый раз, встречая Алену и справляясь о ее «эффективности», желает «не убиться от усердия».
Чем больше у фотографа работы, тем чаще появляются заказчики. Среди клиентов Алены из Америки, Европы, Австралии, России, Украины и Казахстана попадаются весьма оригинальные. В одном агентстве попросили прислать несколько портретов, на которых было бы лишь ощущение присутствия человека. А другой заказчик — директор английского ювелирного дома Bentley & Skinner — долго не мог определиться с моделью и в конце концов предложил девушке-фотографу снять автопортрет. Теперь рекламный плакат с портретом Алены Адриановой украшает дом 55 по улице Пикадилли в Лондоне.
Расходы и налоги
К сожалению, фотографу приходится думать не только о творчестве, но и о более прозаических вещах. Например, о студии. В Лондоне арендная плата за половину съемочного дня (около 4 ч) колеблется от 100 до 250 фунтов, в зависимости от месторасположения и размера помещения. Кроме того, профессиональные студийные центры требуют дополнительно оплачивать электроэнергию. Поэтому сумма расходов практически удваивается.
Начинающему фотографу не по карману подобные затраты, а без помещения не обойтись. Что делать? Можно попробовать работать в «окнах» между съемками. В этом случае студии предоставляют скидку 50%. Таким образом, подходящее помещение за разумные деньги найдется даже в центре города.
Следующая забота фотографа в роли частного предпринимателя — бухгалтерский учет и оплата налогов. Чтобы не тратить много времени на оформление документов, можно нанять бухгалтера, который будет управлять учетом расходов. Алена обратилась к такому специалисту через год после начала самостоятельной деятельности. Схема их сотрудничества сводится к следующему: пару раз в год бухгалтер присылает таблицу в формате Excel, а девушка вносит в нее проводимые приходно-расходные операции и отправляет обратно. Налог на прибыль платится раз в году, а размер зависит от оборота.
***
Работа за рубежом — это не только другой язык и незнакомый порядок. Это в первую очередь люди. В Великобритании нужно учитывать особенности страны: во главе правительства стоят высококультурные персоны, которые задают тон и оказывают влияние на общество; лондонские музеи играют ведущую роль в эстетическом образовании нации; в британском социуме, развитом экономически и культурно, неизменно существует тяга к взаимовыгодному международному сотрудничеству.
Лондон — город-космополит, где не чувствуешь себя иностранцем. В его многонациональном сообществе действует «равенство по уму» и каждый имеет право на самовыражение. «Английская чопорность» не мешает людям быть открытыми и доброжелательными. Иностранец никогда не почувствует неловкости из-за проблем с языком: англичане очень лояльны и всегда готовы сделать комплимент о том, как хорошо вы говорите по-английски.