АВТОРИЗАЦИЯ | Регистрация |
  
ПОИСК
 
EN

RU

Технология бессмертия. Современная фотогравюра

Алексей Пономаренко Алексей Пономаренко Василий Клейменов «И Алексей Пономаренко
Алексей Пономаренко Алексей Пономаренко Алексей Пономаренко Василий Клейменов «М
Алексей Пономаренко


Алексей Пономаренко «Ghetto», Венеция, 2011 Фотогравюра на меди

20.10.2011

Сменяют друг друга поколения фотографов, появляются новые камеры и технологии печати, но интерес к фотогравюре не угасает. По сей день перевод полутонового изображения в штриховое и печать его на офортном станке остаются единственным способом сохранить фотографию на века
Текст Александр ГАЛКИН

Вторая мировая война пресекла преемственность творческих традиций и направлений в фотоискусстве. Фотографы послевоенных лет не считали себя художниками и представлялись журналистами и публицистами. Их произведения единообразно печатались на бромистой глянцевой бумаге большого формата: 30х40, 50х60 см и более. Гуманистическое содержание фотографий стало цениться выше способа исполнения позитива, и бесценный опыт создания фотогравюр был утерян.

Стабильность для коллекционеров

Выдающимися событиями послевоенного периода стали крупные фотовыставки. В начале 50-х годов Эдвард Стейхен подготовил экспозицию «Род человеческий», включавшую около 500 фотографий авторов из 68 стран. В 1966 году Международная организация журналистов и Союз журналистов СССР провели в Москве выставку «Интерпрессфото IV». На ней экспонировались 1106 фотографий из 71 страны. Большой успех имела также выставка «О счастье человека » 1968 года в ГДР. Эти экспозиции оказали значительное влияние на последующее развитие фотоискусства.

Тогда фотографы еще не думали о том, чтобы сохранять отпечатки на долгое время. Ситуация изменилась в 70-х годах, когда в США началось массовое коллекционирование произведений фотоискусства. Вот что писал по этому поводу заведующий отделом фотографии нью-йоркского Музея современного искусства Джон Жарковский: «Интерес этот разгорелся с такой силой, что работы сошедших со сцены фотографов коллекционеры сейчас приобретают по ценам, которые всего лишь десять лет назад показались бы баснословными».

И поднялась волна исследований стабильности фотографических изображений, а также методов их консервации. Наметился и начал развиваться научный подход к прогнозированию сроков жизни фотографических изображений (серебряных и цветографических). Он предусматривал определение скорости угасания или иного ослабления амплитудного изображения при повышенных температурах и дальнейшую интерпретацию результатов с помощью уравнения Аррениуса. Такой подход к задаче и сейчас считается корректным.

В 1972–1974 годах результаты исследований появились в научных реферативных журналах. Оказалось, что серебряно-желатиновые отпечатки могут сохраняться всего 60–90 лет. Цветные и принтерные отпечатки — еще меньше. Разработанные на рубеже ХIХ и ХХ веков методы консервации серебряно-желатиновых отпечатков в защитных и минерализующих виражах оказались очень эффективными. Благодаря им отпечатки могут храниться почти 300 лет, причем слабым звеном становится бумажная подложка. Для сохранения прочности подложки в мокром виде в ее состав вводится синтетическая меламиноформальдегидная смола, сильно снижающая век фотобумаги по сравнению с гравюрной бумагой, способной сохраняться столетиями. Для восстановления обветшалых подложек фотобумаг были созданы специальные методы и необходимые химические продукты. Сегодня такая реставрация возможна даже в домашних условиях. Отпечатки на цветографических, принтерных, других бумагах на «пластиковых» (RC — Resin Coated) подложках реставрации не подлежат.

В связи с развитием коллекционирования фотографы вновь обратили внимание на платинотипию и фотогравюры. Известно, что отпечатки, созданные в этих техниках, сохраняются лучше всего. Однако платинотипия, разработанная в 1873 году, является очень дорогостоящей технологией, и производство платинотипных фотобумаг (открытое в 1880 году в Англии) было прекращено в начале Второй мировой войны. По этой причине особый интерес вызвали классические акватинта и меццо-тинто-фотогравюры, а также новая технология фотогравюр на фотополимерных печатных формах.

Фотополимеры в полиграфии

В высокопечатной полиграфии используется технология фотомеханического изготовления клише, предполагающая химическое травление цинковых печатных форм. Это трудоемкий процесс, требующий специального производственного помещения, а также дорогих цветных металлов, едких жидкостей и ядовитых реагентов. Поэтому в 1960-е годы появились новые методы производства клише с использованием фотополимерных материалов. Многие фотографы обратили на это внимание.

В Москве первые фотополимерные материалы можно было увидеть на международной выставке «Инполиграфмаш-69», где американская фирма Du Pont de Nemours and Company представила пластины с предварительно очувствленными слоями — Dycril, а немецкий химический концерн BASF показал аналогичную продукцию — Nyloprint. Японская компания Asahi Kasey продемонстрировала другую технологию, использовавшую фотополимеризацию из жидкой композиции.

В Советском Союзе разработкой и внедрением в производство фотополимерных материалов занимался Украинский научно-исследовательский институт полиграфической промышленности, а также Украинский полиграфический институт. В качестве фотополимерного слоя они использовали состав из полимеров, мономеров, инициатора и стабилизирующего вещества. Его наносили на различные подложки (тонкая листовая сталь, алюминий, пластмасса), которые поставлялись в типографии для производства клише. Такой состав способен сохранять светочувствительность в течение 1,5–2 лет. Под влиянием ультрафиолетовых лучей мономеры полимеризуются и теряют способность растворяться в водноспиртовых и водно-щелочных растворах. После экспонирования через растровый негатив и вымывания (проявления) не подвергшихся освещению участков образуются рельефные элементы, и получается печатная форма — клише.

Эта прогрессивная технология значительно сократила время изготовления клише — фотополимерные печатные формы создаются всего за 10–20 минут. Кроме того, они обладают высокой разрешающей способностью (около 150 лин/см), хорошо воспринимают и отдают печатную краску. Поэтому оттиски с них имеют повышенную насыщенность красочного слоя.

Все положительные качества фотополимерных печатных форм реализуются только тогда, когда растровые негативы или диапозитивы изготовлены на фототехнических серебряно-желатиновых пленках, обеспечивающих максимально возможную оптическую плотность. Тиражеустойчивость таких форм достигает 1 млн оттисков. Важно отметить, что им не вредят такие смывочные вещества, как бензин, керосин, скипидар.

Растрирование полутонового изображения

Изучив технологию изготовления, а также печатно-технические свойства форм на фотополимерных пластинах, фотографы нашли возможность их применения для печати гравюр на офортных станках. Для этой цели стали использовать контактные пурпурные нерегулярные растры, называемые в отечественной технической литературе корешковыми, а в иностранной — растрами со стохастическим рисунком. В полиграфии такие растры используются редко — в высокохудожественных изданиях, содержащих монохромные полутоновые иллюстрации. Технология изготовления этих растров очень интересна и является особым видом творчества.

Растрирование полутонового изображения производили на станке для контактной печати. С оригинального или увеличенного крупноформатного полутонового негатива через корешковый растр выполняли контактную печать на фотолитографскую особоконтрастную пленку типа «лит» («Агфалит», «Кодалит », «ФТ-1О1Ю» и др.). Отпечатанный диапозитив проявляли в контрастном гидрохиноновом проявителе, содержащем параформ (проявитель типа «лит»). Полученный растрированный диапозитив можно было использовать для изготовления глубокопечатных форм, как на фотополимерных пластинах, так и на меди.

С развитием цифровых технологий процесс получения растрированного позитива значительно упростился. Теперь изображение с цифровой камеры воспроизводится на компьютере, подбирается подходящий растр со стохастическим рисунком. Затем с помощью специальной программы фотографическое изображение растрируется, а результат записывается в файл. В типографиях, где есть машины для вывода изображений на фотолитографскую серебряножелатиновую пленку, печатается растрированный диапозитив, который и используется для изготовления гравюрных глубокопечатных форм.

Современный подход к фотогравюре

Независимые исследования стабильности принтерных отпечатков показали безнадежную картину и привели к пониманию того, что именно фотогравюра дает шанс цифровым фотографиям обрести бессмертие. Кроме того, совмещение цифровой обработки изображения и классической офортной печати с ее вечными бумагами и красками открывает большие возможности для творчества.

Недавно я познакомился с двумя московскими фотомастерами, занимающимися созданием фотогравюр, Василием Клейменовым (род. 1960) и Алексеем Пономаренко (род. 1964). Если бы Василий работал в начале ХХ века, то непременно стал бы одним из участников творческого объединения «Молодое искусство» (1913–1916), в которое входили фотографы пикториального направления, идеализировавшие французский импрессионизм. В творческой практике они широко использовали позитивные фотопроцессы на солях хрома и трехвалентного железа. Василий Клейменов — большой знаток альтернативных процессов печати. В разные годы в разных журналах он опубликовал серию статей, проиллюстрировав их собственными произведениями. Также Василий занимается изготовлением фотогравюр на полимерных пластинах. Растрированный диапозитив он выводит в типографии, а печатную форму изготавливает самостоятельно у себя в мастерской; там же печатает фотогравюры на офортном станке.

Трудно передать в журнальной полиграфии все очарование фотогравюры. Даже самые простые сюжеты, выполненные в этой технике, начинают звучать фундаментально, классически. Работы Алексея Пономаренко заставили меня вспомнить произведения Джовани Батиста Тьеполо (1696–1770), великого итальянского гравера и художника, создавшего в ХVIII веке гравюры видов Венеции, наполненные светом и воздухом.

Венеция, видимо, является «родиной сердца » Алексея. Видовая и жанровая фотография тех мест составляет большой массив его творчества. Некоторые произведения выполнены в классической гравюрной стилистике, в других просматриваются свойственные фотографии приемы и композиционные особенности.

Печатные формы он производит, в основном, на меди. Из-за высокого давления в офортном станке тиражеустойчивость фотополимерных форм составляет всего 25 оттисков, а с медными удается получить 250–300.

Алексей Пономаренко разработал оригинальный способ изготовления печатных форм на медных пластинах, который опубликовал на сайте www.pinhole.ru в 2009 году. Этот метод близок к фотоакватинта-процессу, но сложную операцию по напылению и приплавлению канифольной пыли к поверхности печатной формы автор заменил двойным экспонированием: чтобы тени не представляли собой сплошные вытравленные области, через растр экспонируется не только диапозитив, но и желатиновый слой.

Путь к долголетию цифрового изображения

Помимо печати на меди или фотополимерных пластинах, в основе которых лежат фотомеханические процессы, есть и другие способы. Еще в начале 1934 года советский изобретатель Н.П. Толмачев предложил совершенно новый метод изготовления клише с помощью гравировального автомата — аналогового прибора, работа которого основана на фотоэлектрическом эффекте. В 70–80-е годы в типографиях использовались электрогравировальные автоматы «ЭГП» производства Одесского завода полиграфических машин, а также «Вариоклишограф К-181» производства Германии. Они применялись для нарезки комплектов цветоделенных высокопечатных клише на цинковых, магниевых и пластмассовых пластинах. В считывающие устройства этих машин помещался цветной слайд или отпечаток, и по заданной программе происходила нарезка клише одновременно на четырех столах.

Но когда высокопечатные технологии заменил офсет, электрогравировальные автоматы стали не нужны. Между тем, сегодня пригодился бы такой гравировальный прибор для нарезки глубокопечатных форм (хотя бы на твердой пластмассе), управляемый с помощью компьютера. Необходимость его очевидна. В странах Западной Европы и США уже появились сервисные службы, производящие фотогравюры с любого фотооригинала, обеспечивая, таким образом, долгую жизнь изображению.

Я думаю, что с развитием цифровых технологий в фотографии будет совершенствоваться и технология производства печатных форм, а любой цифровой фотоснимок можно будет представить в виде классического офорта.


КОММЕНТАРИИ к материалам могут оставлять только авторизованные посетители.


Материалы по теме

Что есть что. Фотографическое образование в вопросах и ответах

Что есть что. Фотографическое образование в вопросах и ответах

Ситуация с отечественным фотографическим образованием напоминает лотерею. Да, среди образовательных учреждений есть отличные и компетентные, однако несведущий человек всегда может попасть в руки проходимцев
22.07.2015
Как капуста. Одежда для фотографа

Как капуста. Одежда для фотографа

На дворе лето. А значит, самое время подумать о подготовке к осенне-зимнему съемочному сезону. Отложим в сторону камеры, объективы, штативы и поговорим об одежде и снаряжении
18.06.2014
Чье предложение принять? Свадебная фотография

Чье предложение принять? Свадебная фотография

Свадебный фотограф — это не просто человек с камерой. Всего на один день он становится почти членом вашей семьи, вы доверяете ему запечатлеть одно из самых ценных событий в жизни. Как сделать правильный выбор?
19.03.2014
Мысли о будущем. Устройство фотоаппарата

Мысли о будущем. Устройство фотоаппарата

В цифровую эпоху многие узлы классического фотоаппарата претерпевают изменения, а некоторые оказываются невостребованными. Инженеры уже отказались от зеркала и механического затвора. Так ли уж нужен экран-видоискатель?
21.11.2013

Foto&Video № 11/12 2015 СОДЕРЖАНИЕ
Foto&Video № 11/12 2015 Портфолио. Искусство искусства. Владимир Клавихо-Телепнев
Портфолио. Московский палимпсест. Михаил Дашевский
Письма в редакцию. Письмо 80. Ода возрасту. Авторская колонка Ирины Чмыревой
Опыты теории. О статичном и динамичном. Авторская колонка Владимира Левашова
Тест. Широкоугольный объектив Zeiss Batis Distagon T* 2/25
Тест. Фикс-объектив Yongnuo EF 50/1.8
Тест. Зеркальная фотокамера Nikon D7200
Тест. Смартфон LG G4
Тест. Монитор LG UltraWide 34UC97
Читательский конкурс. Альтернативная реальность. Тема — «Коллаж»
Практика. Изменение видимого. Фотографическая монотипия
Практика. Дело по любви. Создание мягкорисующих объективов
Практика. От Цюриха до Женевы. Тревел-фотография: Швейцария
Репортаж. Диалог открыт. Фестиваль «Фотопарад в Угличе — 2015»; Ярославская обл.
Репортаж. Общность памяти. Фестиваль PhotoVisa 2015; Краснодар
Репортаж. За свободу слова. Фестиваль Visa pour l’Image 2015; Перпиньян, Франция
Моя фотография. Фарит Губаев: «Анри Картье-Брессон»

Календарь событий и выставок

<< Октябрь 2024 >>
  123456 
 78910111213 
 14151617181920 
 21222324252627 
 28293031 
  
Сегодня
10.10.2024


(c) Foto&Video 2003 - 2024
email:info@foto-video.ru
Resta Company: поддержка сайтов
Использовать полностью или частично в любой форме
материалы и изображения, опубликованные на сайте, допустимо
только с письменного разрешения редакции.

Яндекс цитирования Rambler's Top100