АВТОРИЗАЦИЯ | Регистрация |
  
ПОИСК
 
EN

RU

Ротный фотограф



18.10.2005

С приходом цифровых технологий многое меняется, и на смену традиционному слайд-шоу приходит новый жанр — фотофильм. Одним из его основоположников является Александр Артемчук, принимавший участие в съемках популярной кинокартины «9 рота»

— Как вы стали членом творческого коллектива, работавшего над созданием кинокартины «9 рота»?
— Пришел к директору фильма, показал свои работы, ему понравилось, и он пригласил меня на съемки в Крым. Кроме того, я согласился снимать и фото, и видео — в некотором смысле это тоже сыграло в мою пользу. Так что, помимо фотосъемки, я делал еще и видеофильм о картине «9 рота». Как я узнал позже, среди фотографов, которые работают на съемке кинокартин, к сожалению, очень мало хороших мастеров, тех, которые на самом деле что-то могут сделать. Например, Владимир Мишуков создал фотоальбом к фильму «Возвращение», награжденному на Венецианском кинофестивале двумя Золотыми львами. Фотографии получились хорошие, но, на мой взгляд, к теме фильма они никакого отношения не имели. Считается, что традиционно главная задача у фотографа в кино — сделать картинку, как кадр. То есть в идеальной ситуации фотограф говорит: «Камера стоп!» — все выстраиваются и играют специально для него, а он ходит и делает практически постановочные кадры. Мне показалось, что в случае с «9 ротой» это будет неинтересно.

— В «9 роте» такого не было?
— Нет, много времени уходило на подготовку, и я просто чувствовал, что если начну говорить актерам, чтобы они еще и для меня поработали, то это могло привести к нежелательным последствиям… Все настолько выматывались, что просто бы меня растерзали. Поэтому я старался ловить моменты, мгновения и в результате сделал 14 тыс. фотографий. Из них отобрал около 300, на мой взгляд, наиболее удачных.

— Когда я смотрел ваш фотофильм, складывалось впечатление, что вы снимали реальных солдат, а не актеров.
— Да, мне это самому понравилось — ловить мгновения, а потом среди этого изобилия искать хороший снимок, который может что-то передать. А если к нему еще и добавить какой-то эффект — превратить фотографию в черно-белую, монохромную, сепийную или стилизовать ее под старую пленку, стараясь сделать цвета максимально правдоподобными, — появляется драматизм. По сути, это та же режиссура. Я режиссирую, вытаскиваю из фотографии внутренний смысл, который в ней заложен.

— В фильме «9 рота» немаловажную роль играет оранжевый цвет. Я слышал, что этот эффект усиления цвета применили для того, чтобы максимально приблизить крымские пейзажи к жарким афганским. Для этого тоже применялся компьютер?
— Когда фильм закончился, я подобрал около 800 работ, сделал пробную часовую презентацию и показал ее Федору Бондарчуку. К сожалению, получилось скучновато. И тогда я стал обрабатывать фотографии, пытаясь придать им документальность, как будто они сделаны в 70-е годы. Обрабатывал изображения в Photoshop’е, придавал им сепийный оттенок, искал необходимый желтый цвет. И картинка вдруг заиграла, появилась совсем иная атмосфера, и родилось иное впечатление от кадров, особенно когда просматриваешь их в некой последовательности, да еще и под музыку. В результате получилось некое подобие фотофильма. То, что раньше называли слайд-шоу, сейчас, наверное, лучше назвать именно так — фотофильм. Таким образом, когда «9 рота» еще не была готова, Федор Сергеевич посмотрел мою работу и сказал, что это уже и есть кино. Мне было чрезвычайно приятно, что благодаря моим задумкам в фотофильме были созданы неплохие кадры и самого кинофильма.

— На мой взгляд, получилось, что Бондарчук снял свой фильм, а вы — свой.
— Да, и вообще очень приятно, что, насколько я знаю, впервые в истории российского кинематографа был снят фотофильм к кинофильму.

— Идея снять фотофильм изначально пришла Федору Бондарчуку, или вы сами решили попробовать сделать что-то новое для российского кино?
— Это мое решение. Было удивительно, что этим никто раньше не занимался. Просто все привыкли, что для кино хватит одного «плакатика», который и будет рекламировать фильм. А на Западе уже давно не обходятся без дополнительных материалов на DVD, когда есть фильм о фильме. Фотографии с киносъемок в России делали и раньше, но отдельную историю про это никто не создавал.

— Кто сделал обложку к «9 роте»?
— Владимир Фридкес, известный российский фотограф. Обложка сделана неплохо, это был заказ канала СТС.

— А как отнеслись к вашей работе те, кто участвовал в съемках?
— Всем очень понравилось. На премьере картины я подарил каждому члену съемочной бригады и актерам по DVD с фотофильмом. Еще во время съемок я показывал актерам снимки, сделанные в течение дня, и уже тогда все высоко оценили мою работу. В общей сложности над «9 ротой» работало около 200 человек.

— Конечно, мне кажется, что актерам, снявшимся в этом фильме, будет вдвойне интересно посмотреть на себя не только с экрана телевизора, но и на фото, то есть так, как их видел фотограф.
— Да, конечно. Всем очень понравилось. И актерам, и Федору Бондарчуку.

— Фильм снимали в Крыму, однако, посмотрев картину, в это поверить практически невозможно.
— Это действительно так. Федор Сергеевич старался найти какие-то каменоломни, карьеры и проч. А помните эпизод, когда моджахеды во время боя с нашими солдатами падают в какие-то дыры? Это просто шикарное место! Раньше там было морское дно, а теперь — песчаник. А место, где якобы жили афганцы, является историческим памятником — это первый пещерный город христиан. Из него с помощью художников и декораторов сделали небольшую афганскую деревеньку.

— Вы ведь впервые оказались в полевых условиях? А, вообще, работать на природе намного сложнее, чем в городе? Или же интерес перебивает всю сложность?
— Тяжело, конечно. Оказывается, я не знал, что плохо переношу жару, хотя вырос на Кавказе, и мне тяжело дается подъем в гору. Ведь рано утром мы два-три часа поднимались до каменоломен. Бондарчук искал места, не похожие на Крым. Даже приходилось вырывать какую-то растительность, чтобы оставались просто камни и песок. Дело дошло до того, что за ее уничтожение пришлось заплатить большой штраф.

— А случались ли какие-то казусы в процессе съемки?
— За время работы над фильмом я приобрел колоссальный опыт, в том числе научился становиться незаметным на площадке… Ведь фотограф должен быть таким. Но в первые съемочные дни два-три раза я все-таки угодил в поле зрения камеры. Зато потом уже стал смотреть по сторонам, начал чувствовать, где нужно вставать, чтобы не попасть в кадр и при этом найти нужную мне картинку. Большая проблема в кино заключается в том, что фотограф ограничен точкой съемки. Камера что-то снимает, а ты должен из этого ракурса вытащить все что можно. А это очень сложно. И много потенциально хороших кадров пропадает именно по этой причине. А чтобы для меня специально сыграли… Это неинтересно, да и в глазах актера не будет того накала, не будет жизни. Самое лучшее время для съемки было во время репетиции, потому что камеры мне сильно не мешали, и я им, собственно, тоже. Правда, актеры играли вполсилы, но бывали моменты, когда они уходили в себя — это очень хорошо ложится на картинку, и в результате получались замечательные фотографии. Более того, когда я делал фильм о фильме, то снимал не только фотоаппаратом, но сразу тремя видеокамерами. Одна была у меня в руках, вторую ставил на штатив, а третью отдавал кому-нибудь из ребят — просил поснимать для меня. Просто, бывают моменты, которых не повторишь, и хочется, чтобы кадр получился красивым, а с трех ракурсов шанс получить такую картинку гораздо выше. Кстати, тот момент, когда падал горящий самолет, снимали с шести точек, после чего был выбран лучший вариант съемки.

— Насколько верно, на ваш взгляд, отражены характеры героев фотофильма по сравнению с кинофильмом? Вообще, насколько верно фотофильм отражает кино?
— Мне кажется, что все получилось идеально. Кинематограф и фотография — это два абсолютно разных вида искусства. Задача фотографии — уловить мгновение, отражающее чувства, эмоции человека. В кино все это проявляется как-то иначе. Поэтому, если кинообраз совпал с моим мгновением, то я просто счастлив, что у меня получилось, что нашел такой момент, который смог отразить сущность, личность героев кинофильма. На мой взгляд, фотофильм дополняет кино.

— Я знаю, что весь фильм вы сняли одним объективом. Это довольно необычно, вы что-то хотели этим доказать?
— Перед тем, как приступить к работе над фильмом, я купил новую камеру Nikon D70. До этого у меня было много аппаратов. Среди них Kodak с разрешением 14 млн. пикс., который, к сожалению, в репортажной съемке плохо справлялся со своей задачей, хотя в студии давал хорошие результаты. Потом пробовал Canon EOS-10D. Но в конце концов остановился на камере Nikon D70 с хорошим объективом. С ней и поехал на съемку «9 роты».

— А вы не боялись, что с камерой что-то случится, и фотосъемка прервется?
— Во-первых, я уверен в качестве техники Nikon, потому что уже много лет использую ее: Nikon F2, Nikon F80, объектив 35–70/2.8. Я всегда старался иметь профессиональную оптику, потому что бюджетная мне не нравится. В данном случае я поставил перед собой задачу — ограничить себя в техническом материале: одна камера — один объектив. И постарался передать атмосферу той эпохи, когда у всех нас были «Зениты» с «Гелиосами 50/2». И все. Я подумал, что такой объектив с постоянным фокусным расстоянием и достаточно большой фотосилой сможет передать дух того времени. В результате я доказал себе, что так работать можно. Ты не крутишь зум, а сам бегаешь, работаешь. Получалась замечательная съемка — другим объективом я, наверное, этого бы не добился. Конечно, подобный подход меня ограничивал, но это было интересно. Еще я обнаружил довольно странную проблему: когда снимаешь взрыв, автоматика камеры отказывается работать — автофокус и экспозамер. В чем причина? То ли идет какая-то волна… Не знаю. Когда переключался в ручной режим — все работало.

— Вы были на премьере кинофильма, там было много знаменитостей. Им понравилась картина?
— Считаю, многим фильм не просто понравился, они были в шоке от увиденного, даже не предполагали, что про Афганистан можно снять такое. «9 рота» стала первой большой картиной, в которой я принял участие. Я очень благодарен «9 роте» — после съемок мне захотелось вернуться к своей основной профессии, режиссуре. Появились и силы, и желание двигаться вперед. Сейчас у меня два проекта — художественное кино для большого экрана. Один — по Гоголю, другой — про автогонки. Съемки начнутся уже следующим летом. Творческий человек должен расти.

Тимур СОЛОДОВ
Все снимки: © Александр АРТЕМЧУК


КОММЕНТАРИИ к материалам могут оставлять только авторизованные посетители.


Материалы по теме

Стремление к запредельному. Фотография Латинской Америки

Стремление к запредельному. Фотография Латинской Америки

Фотография Латинской Америки — terra incognita для российского зрителя. Теперь он имеет случай сравнить свои представления о латиноамериканской культуре, сформированные под влиянием литературы, живописи и музыки, с тем, как эта культура воплощает себя в фотографии
22.07.2015
Из коллекции Владимира Никитина. Коллекционирование фотографий

Из коллекции Владимира Никитина. Коллекционирование фотографий

Профессиональная работа с фотографией не затмевает ценности личных семейных архивов. Поэтому и в коллекции произведения «чужие» органично сосуществуют с частными
18.02.2015
Из коллекции Натальи Григорьевой. Коллекционирование фотографий

Из коллекции Натальи Григорьевой. Коллекционирование фотографий

С ростом числа работ и качества собрания все меньше значе ния придается частным эмоциям и все больше — пониманию общественной значимости своего дела
17.12.2014
Из коллекции Александра Китаева. Коллекционирование фотографий

Из коллекции Александра Китаева. Коллекционирование фотографий

Пока наследие скрыто — его будто и нет. Показывать свои коллекции, щедро делиться информацией о них — свойство западного мира. Нам же еще предстоит к этому прийти
21.10.2014

Foto&Video № 11/12 2015 СОДЕРЖАНИЕ
Foto&Video № 11/12 2015 Портфолио. Искусство искусства. Владимир Клавихо-Телепнев
Портфолио. Московский палимпсест. Михаил Дашевский
Письма в редакцию. Письмо 80. Ода возрасту. Авторская колонка Ирины Чмыревой
Опыты теории. О статичном и динамичном. Авторская колонка Владимира Левашова
Тест. Широкоугольный объектив Zeiss Batis Distagon T* 2/25
Тест. Фикс-объектив Yongnuo EF 50/1.8
Тест. Зеркальная фотокамера Nikon D7200
Тест. Смартфон LG G4
Тест. Монитор LG UltraWide 34UC97
Читательский конкурс. Альтернативная реальность. Тема — «Коллаж»
Практика. Изменение видимого. Фотографическая монотипия
Практика. Дело по любви. Создание мягкорисующих объективов
Практика. От Цюриха до Женевы. Тревел-фотография: Швейцария
Репортаж. Диалог открыт. Фестиваль «Фотопарад в Угличе — 2015»; Ярославская обл.
Репортаж. Общность памяти. Фестиваль PhotoVisa 2015; Краснодар
Репортаж. За свободу слова. Фестиваль Visa pour l’Image 2015; Перпиньян, Франция
Моя фотография. Фарит Губаев: «Анри Картье-Брессон»

Календарь событий и выставок

<< Апрель 2024 >>
 1234567 
 891011121314 
 15161718192021 
 22232425262728 
 2930 
  
Сегодня
26.04.2024


(c) Foto&Video 2003 - 2024
email:info@foto-video.ru
Resta Company: поддержка сайтов
Использовать полностью или частично в любой форме
материалы и изображения, опубликованные на сайте, допустимо
только с письменного разрешения редакции.

Яндекс цитирования Rambler's Top100