Сегодня практически каждый творческий человек в России старается проявить себя в каком-то новом амплуа. Кто-то начинает петь, кто-то — играть в кино и проч. А вот заслуженный артист России, продюсер Бари Алибасов решил заняться фотографией, но фотографией не простой, а философской, несущей в себе особый смысл. Однако это совершенно не значит, что его фотографии сложны для восприятия, наоборот, эти снимки так же интересны, как и сам автор.
— Бари Каримович, как вы выбрали тематику своих фотографий?
— Это произошло довольно случайно. Как-то во время беседы с Андреем Маристовым, директором Академии фотографии, мы затронули довольно тонкий вопрос о том, что женщины видят мир иначе, нежели мужчины. Честно признаться, я был очень удивлен тому, что говорит Андрей, потому что для меня это — различие мужского и женского взгляда на мир — вещь очевидная. Почему? Да потому что последние четыре года я занимаюсь исследованиями в области эволюционной биологии, исследую тему «Цель разума». Мне было интересно понять, почему люди такие разные, в связи с чем они порой бывают неадекватными. Я пытаюсь понять, куда разум движется и куда он, в конце концов, придет. У каждого своя генетическая программа — это и есть способ мышления для фотографа. У женщин ассоциативная память гораздо лучше — это значит, что в фотографии женщины всегда будут следовать неким стереотипам, которые у них уже сформировались, и они будут развивать свое творчество в фотографии по ассоциативному пути в большей степени, чем мужчины. Почему же так получается, что в фотографии возникают такие понятия, как мода и стиль? Все потому, что и мы все так или иначе — рабы стереотипов. Потому что мы боимся остаться самими собой, потому что мы находимся под влиянием социальных структур.
— Скажите, когда и почему вы решили заняться фотографией?
— С 1967 г. я работаю на телевидении и с тех пор постоянно и основательно фотографирую. Фотография — моя производственная необходимость. Актеру порой очень трудно привыкнуть к образу. Но когда актер стоит перед фотоаппаратом, он начинает учиться жить в образе.
Как мне кажется, в телевидении я больше преуспеваю, чем другие. Ведь именно я придумал эмоционально монтировать материал, не только музыкальный, но и художественно-документальный. Для меня свет — это способ мышления. Мне запомнился момент, когда я впервые занялся постановкой света. Где-то классе в пятом мне нравилась девочка, которая увлекалась индийскими танцами. Я долго думал, как привлечь ее внимание. В итоге стащил на железной дороге семафор и сделал девочке художественное освещение для танцев, и получилось очень эффектно. С тех пор я стал заниматься светом. Свет — это моя основная профессия, я очень хорошо знаю, что такое свет.
Серьезно занимаюсь фотографией я два года. Большинство из сделанных за это время работ я не снимал специально для того, чтобы выставлять их, за исключением «Девочек на улице» — это проект, который мы придумали с Сергеем Булгаковым. А почти все остальное было создано для поиска тех образов, которые в конечном результате проявились в музыкальных проектах.
— Как восприняли ваше решение заняться фотографией серьезно?
— Иногда мне говорят: ну что, ты воспользовался своей фамилией, своей популярностью, поэтому ты позволяешь себе устраивать персональные выставки?.. Однажды на фестивале дизайна и моды в фотографии ко мне подошли два фотографа, которые занимаются фотографией уже 30–40 лет, и спросили: кто ты такой вообще? Мы всю жизнь занимаемся фотографией, и тут ты выставляешься наравне с нами…
Дело в том, что, на мой взгляд, направить объектив в любую сторону сегодня не так уж и сложно, и получится фотография. А если еще и качество пленки хорошее или хороший цифровик… Сегодня почти в каждом мобильнике встроен цифровой фотоаппарат. Поэтому искусству фотографии дети учатся уже с первым телефоном. Конечно, можно говорить о том, как наши предки валяли валенки, сколько искусства, труда, сколько нежности, любви они вкладывали. И какие валенки получались порой. Точно так же можно проявлять пленку, мучаясь и вкладывая в это много сил. На мой взгляд, проще сесть и хорошо выучить Photoshop.
Как мне кажется, сегодня в фотографии куда важнее понять, что вы из себя представляете. В фотографии нужно не бояться себя, преодолевать свои же стереотипы и клише. Даже то, о чем вы не только боялись спросить, но и в чем не могли признаться себе, — стоит просто сфотографировать. Мне кажется, что через несколько лет все это будет особенно актуально, потому что возможность личностной самореализации в наше время востребуется все ярче и настойчивее. Я тоже раб стереотипов, поэтому я хочу снимать что-то такое, что хочется именно мне, и мне иногда абсолютно все равно, как это кто-то оценит. Фотограф имеет право показать себя самого в своих снимках, а не то, что захотел редактор или какое-то современное модное течение. Конечно, хочется повторить чей-то успех, но если это не твое, то зачем «пугать» людей да и самого себя старательным повтором.
— А какой камерой вы сейчас пользуетесь?
— Хороший вопрос, потому что я недавно выучил название своего фотоаппарата — Canon EOS-20D. До этого у меня было много камер, но я их все время терял.
— Для вас есть различия между «цифрой» и пленкой?
— Конечно! Разве я мог кому-то доверить проявлять свои фотографии, когда у меня была пленка? Тем более там были такие фотографии, что лучше их не показывать чужим людям, поэтому они так и лежат до сих пор непроявленные. А с «цифрой» что хочу, то и снимаю, у меня нет никаких ограничений в воплощении своих необузданных фантазий.
— Фотография для вас — просто увлечение, или же вы преследуете какую-то цель?
— Когда мои фотокарточки увидела Ольга Свиблова, директор Московского дома фотографии, она сказала, что у меня неплохо получается, что мои работы обязательно нужно выставить. Сначала я подумал, что она все это говорит из вежливости, ведь дело происходило у меня дома. Но она довольно долго настаивала на своем, и я подумал, а почему бы и нет, ведь многие фотографы годами добиваются персональных выставок, а тут мне нужно всего-навсего подобрать стоящие фотографии — и выставка готова. Поэтому я согласился, мы с Ольгой сработались и сейчас уже готовимся к новым экспозициям. В общем, то, что я начал выставляться со своими фотоработами, получилось довольно случайно.
— Вы считаете себя профессиональным фотографом?
— Я вообще не понимаю, что такое профессионал. Это очень эфемерное понятие. Ведь у каждого свой жанр, своя технология, своя аппаратура, свой взгляд. В фотографии я предпочитаю видеть что-то оригинальное, до чего остальные не смогут додуматься. Мне не нравится, когда фотография делается в студии, когда приходит актер, его гримируют — ты щелкаешь, дорабатываешь в программе Photoshop, и все — фотография готова. Если говорить о том, кто такой профессионал, то, на мой взгляд, это человек, который может либо ярко выразить свое оригинальное представление, либо четко выполнить поставленную перед ним задачу. То есть я считаю, что существует два вида профессионалов — необычные, самобытные, яркие, те, которые делают то, чего до них никто не делал, и те, кто качественно выполняет поставленную перед ними задачу. Однако безупречное владение языком профессии необходимо в обоих случаях.
— Вы добились желаемого результата в своих фотографиях?
— Я не могу дать себе оценку: хорошо или плохо. Все гораздо сложнее, это бесконечно разнообразный спектр от профессионализма до непрофессионализма. Но у меня очень много заказчиков — это уже о чем-то говорит. Правда, зачастую они сами не знают, чего хотят. Я несколько раз снимал для них, но очень часто получается так, что в результате мы не сходимся во мнениях: заказчик думает, что я не так его понял, а я думаю, что он не смог поставить объективную задачу. В таких случаях выручают клише, которые приносит заказчик: «Хочу так», я делаю. Но это скучно. Я берусь только за ту работу, которая открывает во мне новое пространство. Я же не за деньги работаю, вернее, это не главное, я не бедный, иногда могу и бесплатно.
— Что нужно сделать, чтобы не оставить зрителя равнодушным? Что вы стремитесь передать в фотографии?
— Любой человек так или иначе должен создать себе некий образ низвергателя каких-то табу. Как только вы сможете сделать это, как бы плохо вы ни снимали, все равно это будет пользоваться спросом.
Фотография, как и любое искусство — это целый комплекс всевозможных эмоций, оценок, чувств и проч. Самая плохая оценка любой фотографии — это равнодушие. Если говорят, что ты сделал ужасные фотографии, которые даже стыдно выставлять, то ты добился какого-то результата, какого-то успеха, потому что твои работы вызывают бурные эмоции. При оценке любого объекта искусства, что бы то ни было, разные люди высказывают разные мнения. Но очень часто бывает так, что людей попросту зомбируют для того, чтобы воспринять некий объект искусства единообразно. Это самый дешевый способ достижения популярности, но зато это денежно. В любом случае, успеха можно добиться только тогда, когда человек позволит себе самовыражаться, отпустив тормоза, но это не так уж и просто, потому что для такого шага нужно иметь высокий уровень собственной внутренней свободы. Очень часто фотографии вызывают сильные чувства, потому что люди в этих фотографиях нашли свой язык. Любая фотография — это эмоции, и чем больше в эту фотографию заложено энергетики по разрушению стереотипов, тем большего успеха можно добиться. Ведь все мы ищем новых ощущений, чувств, пространства и необычных контактов.
В своих фотографиях я изображал то, что свойственно исключительно мне. Другой вопрос, что технологически можно было придумать что-то более выразительное, просто я еще не изучил все эти приемы. Но когда ты обучаешься в школе, появляется опасность, что ты вместе с этой школой попадешь под каток стандарта и эстетики. Но, с другой стороны, нужно владеть инструментарием, с помощью которого ты можешь выразить свою безбашенность. Например, в твоей голове крутится какая-то красивая музыка, но ты не владеешь никаким музыкальным инструментом — что тогда делать? Идея потеряна. Так же и в фотографии. Любой фотограф должен хорошо владеть камерой и светом, с помощью которых он сможет выразить свои чувства и эмоции, но не без оригинальности, иначе все твои труды окажутся скучными и однообразными.
Фотографии Бари Алибасова — это его собственное представление о духовности. Он не любит снимать застывшие фигуры. Конечно, кто-то получает от этого удовольствие: занимается светом, расставляет какие-то декорации. Бари Каримович любит работать с живыми, динамичными персонажами или ситуациями. Он хочет снимать то, что бесконечно меняется, он хочет поймать эту бесконечную изменчивость. Даже снимая своих персонажей в павильоне, он никогда не просит их, чтобы они сидели и что-то изображали. Он постоянно с ними разговаривает, после чего начинает понимать, что им интересно, что они вообще хотят. И в итоге получается куда интереснее, нежели бы ему просто позировали. Проанализировав все это, можно еще раз убедиться в народной истине, гласящей, что талантливый человек талантлив во всем, будь то ученый, актер или продюсер.
Подготовил: Тимур СОЛОДОВ
Все фотографии: © Бари Алибасов
Андрей Маристов, директор Академии фотографии:
— Когда мы познакомились с Бари Каримовичем, я с неким удивлением узнал, что он снимает, и мне это стало интересно. Больше всего, мне был интересен его философский подход к изображению. Мы с ним сошлись в одной истине, что снимает не фотокамера, а мозг человека. Ведь можно иметь любую фотокамеру, но это не будет значить, что снимки получатся достойными. Собственно, поэтому мы в Академии фотографии все больше и больше уделяем внимания изучению психологии формирования образов в фотографии. В фотографии Бари Алибасов проявил себя очень тонким, думающим и многогранным человеком. Чем больше я общался с Бари, тем больше я поражался глубине его точной оценки, точному алгоритму визуализации изображения. Это интересно для формирования какого-то нового фотографа, фотографа завтрашнего дня. То есть мне очень интересно, каким образом его мысли превращаются в фотографии. Поэтому я попросил Бари Каримовича, чтобы он выступил перед студентами Академии, для того чтобы открыть какие-то новые мысли, новые веяния в фотографии. Для того чтобы в фотографии появлялись новые имена, новые работы, фотографы не должны мыслить стереотипами. Фотограф всегда должен мыслить индивидуально, но, к сожалению, не все люди, у которых в голове родилось какое-то изображение, могут его отобразить в фотографии. Поэтому все эти психологические аспекты фотографирования очень интересны. Мы уже переросли тот период, когда учили людей просто нажимать на кнопку. Только так можно подвигнуть людей развиваться, делать качественные снимки.