АВТОРИЗАЦИЯ | Регистрация |
  
ПОИСК
 
EN

RU

Глаз народа

1


12.04.2006

Провести интервью с ним все равно, что встретиться с агентом спецслужбы. Человек, который не фотографирует, но рождает скандалы. У него нет места работы, но он всегда рядом. Его не ждут, но он приходит. Его имя — папарацци

Он забрался на теннисный корт к президенту Ельцину. Подкараулил телеведущего Владимира Познера, спящего на экономическом форуме в Лондоне. Застал Эдуарда Лимонова курящим марихуану. Снял полуголую участницу группы «Тату» в гримерной.

Он проникает незамеченным на любое закрытое мероприятие — и на следующее утро его снимки появляются на первых полосах. Герои его фотографий бросаются на него с кулаками, вызывают охрану или грозят судом. Он ссорится со «звездами» — и сам их создает.

«Единственным русским папарацци» называют фотографа Дмитрия Михеева. 23 февраля открылась его первая персональная выставка, у которой даже название — провокация. «Пьяные».

По ту сторону любви
— Я собрал эти фото — и офигел, — говорит Михеев. — Допустим, снимаю я одного человека пьющим трижды с интервалом в несколько месяцев. А потом складываю его фотографии вместе — и все решают, что он алкоголик!

Мэр Москвы Юрий Лужков — с женой и рюмкой. Владимир Жириновский и Борис Немцов с фужерами. Певица Жанна Агузарова с коньячным бокалом, Юрий Башмет, дирижирующий стопкой... Официально выставка «Пьяные», открывшаяся в «Vodka-bar’е» 23 февраля, длится месяц. Но хозяева бара боятся, что закрыть ее придется раньше. Пьяный мэр города, влиятельные политики, банкиры, артисты... Кому-то из них явно не понравится такое публичное изображение. Впрочем, внимание к выставке это только привлечет.

Главного фотоскандалиста Москвы я представляла себе другим. Михеев кажется закрытым, говорит едва слышным голосом, то и дело поправляет сползающую с бритой головы шапочку и каждые десять минут отвечает на телефонные звонки. Представляется по телефону просто: «Это папарацци».

— Как ты называешь свою профессию: фотограф, папарацци, репортер?
Михеев отмахивается:
— Да никак не называю. Зачем? Папарацци — это лишь посредник между публикой и кумиром. Глаз народа. Чем больше народ любит кого-то, тем больше хочет о нем знать. Как он живет, с кем спит. Это обратная сторона любви. Говорят, папарацци убили принцессу Диану. Нет, ее убила вот эта народная любовь, бессмысленная и беспощадная. Потому что когда ты любишь — ты идешь до конца.

Рабочие инструменты Михеева — два фотоаппарата Canon (цифровой EOS 10D и пленочный EOS 3), объективы Canon 28–70 мм f/2.8 и Сanon 70–200 мм f/2.8 (этим телеобъективом, впрочем, Михеев не пользуется: слишком тяжелый и неудобный), а также маленькая цифровая «мыльница» Sony Cyber-shot. Последняя, объясняет он, удобнее: когда достаешь профессиональную камеру, знаменитости начинают позировать или зовут охрану. А с «мыльницей» принимают за фаната и не удостаивают вниманием.

Лучшая пленка для папарацци — Fuji ISO 400: выходя из дома, Михеев никогда не знает, будет ли снимать в ночном клубе, офисе с лампами дневного света или на улице.

Главное в снимке папарацци — актуальность. Важность в конкретный момент — всё. Эстетичность — если повезет. Высокое качество — если получится. Михеевская фотография Дмитрия Киселева, застегивающего ширинку, попала на первую полосу несмотря на то, что телеведущего едва можно узнать на смазанном кадре.

Список изданий, где печатался Михеев, занял бы полстраницы: «Экспресс-газета», «Жизнь», «СПИД-инфо», «Птюч», «Ом». Русские Vogue, Harper’s Bazaar, L’Officiel, Playboy. Итальянский GQ, французские ELLE и Penthouse, британские газеты The Sun и Daily Telegraph, немецкие Der Spiegel и Deutsche Zeitung… Сам сделал единственный номер журнала «Папарацци». Получил премию Face Control Awards 2005, стал единственным автором выставки фотографий журнала Night People, прошедшей в рамках фотобиеннале «Мода и стиль в фотографии». Cейчас снимает телесюжеты для каналов НТВ и MTV, совместно с Московским домом фотографии работает над созданием премии для лучших папарацци России, готовится к открытию выставки своих фотографий с четырех Международных экономических форумов в Лондоне, занимается пиаром музыкальных групп вместе с Иваном Шаповаловым и уже получил предложение издать свои мемуары.

Достать звезду
Портфолио Михеева включает фотографии всех отечественных «звезд», участников светских раутов, половину Голливуда, массу политиков и бизнесменов.

Частая практика: американский продюсер везет в Россию западную знаменитость. По контракту «звезда» едет инкогнито, приглашать журналистов запрещено. Но знаменитость уедет — продюсер останется. А как после этого докажешь, что действительно привозил «звезду» в Москву? Вот тогда продюсер и нанимает Михеева. Показывает потом потенциальным клиентам снимки в журналах: вот, это я Николсона привозил. И Малковича. И Стивена Сигала тоже. Нет, контракт не нарушал, это папарацци сами проведали. Вы же знаете этих папарацци!

Так Михеев и узнал, что в Москву приезжает американский актер Джим Керри. А дальше начинается сценарий для голливудского фильма, в котором роль папарацци вполне смог бы сыграть комик Джим Керри.

Кадр первый: актер заходит в дорогой ресторан в компании десятка фотомоделей. Папарацци идет следом, садится напротив и достает камеру. Охрана Джима Керри берет Михеева за шкирку и выбрасывает вон, обещая разбить камеру при следующей встрече.

Кадр второй: папарацци возвращается. За тот же столик он садится в компании знакомого банкира и генерала. Охранники Джима Керри безмолвствуют.

— Генерал очень нервничал, — вспоминает Михеев, — все время спрашивал, не набросятся ли они на него.

Кадр третий: загородившись охраной, актер выходит из ресторана и идет к длинному черному лимузину...

— Он не знал, — радуется Михеев, — что в кустах напротив мой помощник сидит.

Помощник выпускает фотоочередь, охрана бросается к нему...

И кадр четвертый: из ресторана вальяжно выходит папарацци и неторопливо снимает беззащитного Джима Керри, садящегося в лимузин.

Постоянные информаторы Михеева — владельцы ресторанов и клубов, сотрудники отелей.

— Когда в Москву приезжал боксер Майкл Тайсон, я решил, что снимать не буду, уже неинтересно, — вспоминает Михеев. — Он жил тут неделю — и меня просто достали! Я знал о нем все: что он ест, где ходит, с кем встречается. Тайсон обедал — мне звонил хозяин ресторана. Ночью Тайсон шел за проституткой — мне звонил портье отеля: «Приезжай, сфотографируй». Да не нужен мне этот Тайсон!

Дмитрий любит вспоминать, как снимал компромат на некоего политика по заказу его противника. Объект фотоохоты должен был отдыхать у бассейна собственной дачи в компании девиц. Дача стояла на берегу реки за двумя кордонами охраны. Подобраться, решил Михеев, можно только вплавь.

На скутере, в черной маске (защита от камер слежения), красиво рассекая волны, Михеев ворвался на пляж, нацелил объектив... и увидел, что в ответ на него нацелен автомат Калашникова. Автоматная очередь пришлась по скутеру. Кадры получились.

— Я сначала думал: прикольно, прямо кино, — вздыхает Михеев. — А когда обратно зигзагом ехал, понял: упади я тогда — все, конец. Я в тот вечер дико напился.

— Дима, ты снимал президента Ельцина на теннисном корте и певицу из «Тату» с голой грудью. За кого журналы дороже платят?

— За певицу, конечно, — удивляется вопросу Михеев. — Хотя эту фотографию тогда британская газета The Sun перепечатала, а мне за нее не заплатила.

— А бывало, чтобы очень много денег за какой-то снимок предлагали?
— Редко... Хотя вот однажды газета «Жизнь» пять тысяч долларов пообещала. Наташа Королева только что родила, и они хотели, чтоб я подкараулил, как она грудью кормит. Но я отказался. Скучно...

— А как бы ты ее снял?!

Михеев усмехается:

— Да отдал бы ей две тысячи из пяти. И хоть целую фотосессию снимай.

Его университеты

Друг дедушки Михеева был персональным фотографом Хрущева. Искусство фотопортрета маленький Дима осваивал по высокому лбу и бородавкам вождя. Тогда же впервые начал снимать. Карьера юного Михеева, минуя стадию фото на детских утренниках и семейных праздниках, началась сразу с фотоохоты. Пока не на людей — на автомобили.

В середине 80-х, когда Диме было лет десять-двенадцать, в Москве только появлялись иномарки. Михеев выяснял адреса их владельцев, выслеживал машины на улицах, преследовал их до гаража... и аккуратно складывал фотографии в альбом.

Карьере будущего папарацци мешали родители, школа и органы правопорядка. Первый раз — когда в погоне за снимком очередной машины он перелез через забор иностранного посольства. Второй — сфотографировал танк, стоявший на станции Бирюлево-товарное.

— У мамы лежал альбом Хельмута Ньютона, где было много эротических фотографий в рекламе машин, — вспоминает Михеев. — Я смотрел его и думал: хорошая это работа — фотограф. Тачки, телки... А потом, когда Ньютон приезжал в Россию, я снимал его для Московского дома фотографии и знаю точно, что он увез с собой мои фото. А в фотографии Ньютон, — Михеев выдерживает эффектную паузу, — это самый крутой чувак.

Вскоре после визита в Москву, добавляет Михеев, Хельмут Ньютон погиб. Папарацци оказался последним, кто его снимал. Эта ремарка не сентиментальна. Она — финансового характера: фотографию Михеева купил десяток изданий.

Охотники за людьми
Папарацци как профессии в России практически нет, считает Михеев:

— На Западе папарацци — богатые люди. Но не у нас! Гонорар за съемку — от одной до полутора тысяч долларов. Если во время съемки изобьют тебя — на больницу еще, может быть, этих денег хватит. А если разобьют камеру? У нас ведь даже показы моды снимать опасно! В Милане, например, строго распределено, где какой фотограф будет стоять. А у нас каждый раз приходится за свое место драться. Столько нервов мне стоит! То тебе по башке дают, то еще что... — и Михеев тяжело вздыхает.

Кроме того, утверждает Дмитрий, нет даже тех, на ком папарацци зарабатывают. Нет «звезд». Тех, за которых платят журналы, можно пересчитать по пальцам. Певцы Земфира и Лагутенко, политики уровня Путина и премьер-министра Фрадкова... Заплатили бы и за министра обороны Сергея Иванова — но только сейчас, из-за скандала с дедовщиной.

— Но на Иванова табу. Даже если что-то снимешь, это не напечатают. И Путина, скорее всего, тоже, — Михеев на минуту задумывается. — Конечно, фото можно было бы за границу продать... — и обречено заканчивает:

— Но я уже так устал. И без того каждый месяц кто-нибудь угрожает!

Определить привлекательность «звезды» для парпарацци просто. Она должна быть, во-первых, любима публикой, во-вторых, закрыта от нее. А таких почти нет.

— Жириновского любили, — объясняет Дмитрий, — но он сам снизил свою цену: снимался с порнозвездами, с мальчиками, публично раздевался. Была пара Пугачева — Киркоров, на которых выезжали все желтые издания, Ксюша Собчак, Малахов. Но они уже замылены, отработаны, неинтересны. С другой стороны, есть певец Леонтьев — человек закрытый, про его частную жизнь неизвестно вообще ничего. Но он никому и не нужен! К примеру, был бы интересен Борис Березовский. У него недавно шестидесятилетие было, мне из десяти разных изданий звонили, просили фото с празднования. А он отказался сниматься, побоялся. Кстати, очень зря: мог бы получить отличный положительный пиар.

Березовского Михеев уже снимал. На прошлом экономическом форуме в Лондоне папарацци застал вместе опального олигарха и главу партии СПС Бориса Немцова. Оба радостно согласились на съемку. На фотографиях в русских газетах Березовский игриво щипал политика за талию. Подпись под ней растолковывала, как и кому продалась российская оппозиция.

— То есть, если ты выставил человека идиотом на фотографии — это не помешает тебе потом позвать его выпить пива?

— Ну да. А чего бы не выпить... — Михеев спохватывается: — Только почему идиотом? Я людей снимаю — живыми. Такими, как есть. Если человек честный и чистый — ничем мое фото ему не повредит. Я тут в одной газете читал интервью с личным урологом Березовского. Так по сравнению с тем, что там пишут, мои фотографии — ерунда.

— А что для тебя самое интересное в съемке: подкараулить неожиданный момент?

— Интересно оказываться в ситуациях, где из фотографов нет никого, кроме тебя. Эксклюзив. А еще самое интересное — когда ты какую-то новость придумал — а утром она во всех газетах. К примеру: два человека разговаривают в клубе, там шумно, один притягивает другого к себе... А, увидев кадр, 90 процентов людей удивятся: а что, они тоже, да?.. Моя задача — дать почву для размышлений, запустить информацию — и публика сама додумает все остальное.

В прошлом году Михеев работал на МТV, снимал рубрику «Папарацци» в новостной программе. Уволился быстро. Объясняет, что скучно там, где тебе заранее объясняют, кого нужно снимать. «Звезды» в России создаются искусственно. И для папарацци это — большая проблема:

— Какая-нибудь певичка платит за эфиры, за ротацию клипов — а потом предъявляет претензии, что ее сфотографировали без макияжа. Извини, дорогая: это — слава. Ты сама за нее заплатила.

— Когда ты снимаешь западных знаменитостей...

— Да это фигня! — перебивает меня Михеев. — Я тут года три назад в монастыре под Курском работал, иллюстрации к книжке о нем снимал. И сфотографировал одного старца. Со всей России к нему ехали, от всех болезней лечились. А вскоре он умер, и фотографий, кроме моих, не осталось. И вот теперь их напечатали бешеным тиражом, приезжают на могилу паломники, покупают мои снимки — и молятся на них, как на икону!

Карьерный путь папарацци — от голых певиц из «Тату» до святых старцев. По заказу патриархии он снимал монастыри, мощи святых, патриарха. Завершилась «церковная» карьера Михеева в правительственной ложе храма Христа Спасителя.

— На патриарших службах, — рассказывает Михеев, — как в ночном клубе: своя VIP-ложа, где молятся Путин, Фрадков, мэр Москвы. И люди приходят в храм, чтобы посмотреть, кто в этой ложе стоит, покрасоваться самому, встретить нужных людей... И как-то стало мне некомфортно. Да, можно поймать моменты, которые никто не видит. Да, много удачных кадров. Но ведь опять — тусовка! Уж лучше я мощи снимать буду.

Однажды Михеев фотографировал церковь святого Серафима Вырецкого.

— Приехали мы на закате, легли спать. И всю ночь снилась мне фотография — старая, черно-белая... Наутро проснулся, захожу в церковь — а там эта фотография стоит — этот святой на ней и есть. Представляешь?! — и главный папарацци Москвы взахлеб рассказывает о видениях, посещавших его в святых местах.

...Михеев в розовом свитере сидит в гримерной певицы Нато за кулисами «Vodka-bar’а». Нато он пиарит вместе с Шаповаловым, в баре через полчаса начнется презентация выставки Михеева «Пьяные». На открытие приглашены Сергей Кириенко, Рената Литвинова, Александр Гафин, Лев Лещенко, Алексей Митрофанов, Михаил Касьянов и другие — те, кто или попались Михееву пьяными (и оказались на фотографиях выставки) — или точат на него зуб по другим сходным обстоятельствам. И которые, естественно, не придут.

Сам папарацци опрокидывает бутылку с пивом и нервно натягивает на уши вязаную шапочку.

— Уже на тридцати сайтах про выставку написали. Сейчас тут начнется... Может, свалить отсюда и все?

— Тебе не нравится, что ты сам становишься публичной фигурой?

— Что-то на финансовое состояние моя публичность не влияет. Наоборот, заказчики пугаются, думают, я буду какие-то нереальные деньги просить... — Михеев вдруг замолкает, взор его затуманивается. — Знаешь, лет пять назад я снимал рекламные кампании товаров. Просто вещи. Представляешь: лежит на полке печенье, ты его снимаешь — и тебе платят. Просто за печенье! И никаких конфликтов.

— А если бы сейчас тебе предложили хорошие деньги за печенье — и деньги поменьше за скандал, новость, которая на следующий день будет во всех газетах — что бы ты выбрал?

— Скандал, конечно же.

И, собравшись с силами, Михеев отправляется в зал.

Елена РАЧЁВА
Все фотографии: © Дмитрий Михеев


КОММЕНТАРИИ к материалам могут оставлять только авторизованные посетители.


Материалы по теме

Мастер вкусных историй. Фуд-фотограф

Мастер вкусных историй. Фуд-фотограф

Профессиональная фотография живет по законам рынка. Найти свою нишу — значит получить возможность работать, стать нужным, реализоваться. А что будет дальше — зависит от личных качеств человека и его желания совершенствоваться
18.02.2015
На съемках «Сталкера». Фильм Андрея Тарковского в фотографиях

На съемках «Сталкера». Фильм Андрея Тарковского в фотографиях

Ценителей этой драматической притчи всегда интересовало, как рождалась картина, как создавалась связь философии и образа. О работе на съемочной площадке рассказывает участник событий, тогда механик по обслуживанию киносъемочной аппаратуры, а ныне фотограф
19.11.2014
За новую себя. Фотограф в Великобритании

За новую себя. Фотограф в Великобритании

Никогда не поздно поменять место работы, окружение, профессию — всю жизнь. Крутые перемены либо приносят разочарование и вздохи: «Там хорошо, где нас нет...», либо становятся новым шагом к самому себе
16.04.2014
Искусство качества. Арт-фотограф

Искусство качества. Арт-фотограф

Фотография — это искусство, фотография — это бизнес. Художник должен быть талантливым и при этом обладать некими деловыми качествами. Слагаемые успеха у всех разные, но принципы — всегда одни
20.02.2014

Foto&Video № 11/12 2015 СОДЕРЖАНИЕ
Foto&Video № 11/12 2015 Портфолио. Искусство искусства. Владимир Клавихо-Телепнев
Портфолио. Московский палимпсест. Михаил Дашевский
Письма в редакцию. Письмо 80. Ода возрасту. Авторская колонка Ирины Чмыревой
Опыты теории. О статичном и динамичном. Авторская колонка Владимира Левашова
Тест. Широкоугольный объектив Zeiss Batis Distagon T* 2/25
Тест. Фикс-объектив Yongnuo EF 50/1.8
Тест. Зеркальная фотокамера Nikon D7200
Тест. Смартфон LG G4
Тест. Монитор LG UltraWide 34UC97
Читательский конкурс. Альтернативная реальность. Тема — «Коллаж»
Практика. Изменение видимого. Фотографическая монотипия
Практика. Дело по любви. Создание мягкорисующих объективов
Практика. От Цюриха до Женевы. Тревел-фотография: Швейцария
Репортаж. Диалог открыт. Фестиваль «Фотопарад в Угличе — 2015»; Ярославская обл.
Репортаж. Общность памяти. Фестиваль PhotoVisa 2015; Краснодар
Репортаж. За свободу слова. Фестиваль Visa pour l’Image 2015; Перпиньян, Франция
Моя фотография. Фарит Губаев: «Анри Картье-Брессон»

Календарь событий и выставок

<< Март 2024 >>
     123 
 45678910 
 11121314151617 
 18192021222324 
 25262728293031 
  
Сегодня
28.03.2024


(c) Foto&Video 2003 - 2024
email:info@foto-video.ru
Resta Company: поддержка сайтов
Использовать полностью или частично в любой форме
материалы и изображения, опубликованные на сайте, допустимо
только с письменного разрешения редакции.

Яндекс цитирования Rambler's Top100