АВТОРИЗАЦИЯ | Регистрация |
  
ПОИСК
 
EN

RU

Уроки Александра Лапина. Урок первый. Нужна ли больным правда?

Александр ЛАПИН Фото 1. Фото 2. Фото 3.
Фото 4. Фото 5. Фото 6. Фото 7.
Фото 8. Фото 9. Фото 10. Фото 11.
Фото 12. Фото 13. Фото 14. Фото 15.


Александр ЛАПИН — фотограф, исследователь, преподаватель. Читает лекции на факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Две его книги «Фотография как…» и «Плоскость и пространство, или Жизнь квадратом» стали бестселлерами и в четвертый раз переиздаются.
www.lapinbook.ru

15.07.2008

Мы начинаем цикл учебных статей Александра Лапина, имя которого хорошо известно российским фотографам. Каждый из своих уроков он будет строить на основе работ, которые приходят в редакцию для участия в ежемесячных читательских конкурсах. Объектом рассмотрения станут не только те фотографии, которые не попали на страницы журнала, но и те, что были опубликованы и даже заняли призовые места, а также снимки, присланные вами ему лично
Текст: © Александр ЛАПИН

Фотография — это болезнь. Сами больные, конечно, отрицать этого не станут. Когда-то ей заболевали единицы, они закрывались в своих темных комнатах на долгие годы и что-то там проявляли и печатали, чтобы добиться нужного им качества.

Сегодня, когда учиться ничему уже не нужно, когда умная камера все сделает сама, а умные машины сами проявят и напечатают, болезнь под названием «фотография» грозит не просто эпидемией, а пандемией. Это повальная эпидемия, которая охватывает миллионы.

Только-только родившийся фотолюбитель (некоторые говорят «фотопотребитель», но это слишком грубо), выходя из магазина с камерой, сразу же начинает снимать, т.е. нажимать на кнопку. Причем снимки, которые ему напечатают в лаборатории, по качеству ничем не хуже, чем у единиц из далекого прошлого.

Он уже заразился. Но это самая легкая, неопасная и даже приятная форма заболевания. Он не выпускает аппарат из рук, поначалу будет снимать свою собаку или кошку, жену, детей и родственников. Сколько удовольствия, они похожи, все нравится, можно даже поймать какой-нибудь смешной момент.

Потом придет очередь природы, это всевозможные восходы, закаты и другие красоты. Затем выйдет на улицу и попробует снимать людей. Однако через некоторое время он обнаружит, что далеко не все ему по силам, что-то не получается, во всяком случае, как у других. Следуют поиски и покупка нового объектива, вспышки, штатива и так далее. А снимки никак лучше не становятся. Какие-то простые вещи снять трудно, например, портрет против света. Получается что-то не то. Можно, конечно, сфотографировать ореол волос и без лица. Но в данном случае это выглядит как неумение использовать заполняющий свет (Фото 1). Следовательно, технике фотографии нужно учиться, камера недостаточно умна.

Если фотолюбитель не ограничится семейной фотографией, наступает вторая стадия болезни: постоянное недовольство своими снимками. Это уже надолго и серьезно. Следует чтение книг, поиски в интернете, знакомство с более опытными коллегами и так далее.

Пройдет несколько лет, наш герой научится делать «как у других» и, возможно, окончательно выздоровеет после первого успеха: публикации или выставки. Или, наоборот, окончательно заболеет, теперь уже навсегда.

Для многих заболевание фотографией неизлечимо. Да они и не хотят лечиться. Для очень немногих из многих болезнь как опухоль съедает все: семью, прибыльную работу, карьеру и так далее. Лишь бы не почувствовать себя в какой-то момент неудачником. Вот это действительно страшно, вдруг выяснится, что способностей как не было, так и нет.

Казалось бы, очень точное слово — любительство (хотя в этом есть некий негативный оттенок, что-то второстепенное). Но ведь действительно техническая сторона любого творчества может доставлять сильнейшее удовлетворение: следить за тем, как белая бумага покрывается значками-буквами; окунать кисть в краску и проводить ею по холсту; нажимать на клавиши пианино и внезапно обнаружить, что получился «чижик-пыжик»; или вынимать из сумки фотокамеру, такую красивую и надежную, а затем нажимать на кнопку.

И все же, как бы обидно это ни звучало, все это типичные радости графомана. Что-то задело, показалось интересным или красивым, навел, щелкнул, завладел, пополнил свою коллекцию и, довольный, пошел дальше. Это любительство.

Наверное, нужно различать любителя фотографировать и любителя фотографии, это совершенно разные понятия. В частности, любитель фотографии может сам не снимать. Или никому не показывать свои снимки на память, но при этом искренне любить фотографию и получать от нее огромное удовольствие. К сожалению, названия такому человеку в нашем языке нет. И еще одно важное отличие — любителю фотографии просто не придет в голову зарабатывать с ее помощью деньги.

Теперь вернемся к тому, что и как снимают фотолюбители. Прежде всего, это пейзаж. С ним больше всего проблем. То, что было так красиво в природе, на отпечатке почти всегда выглядит совершенно неубедительно, если не сказать ужасно. Причина в том, что копировать красоту природы бессмысленно. Однако возможно создать ее на фотографии заново из нескольких главных элементов, если расположить их в кадре нужным образом (об этом мы еще поговорим).

Очень трудно фотографировать людей на улице. Во-первых, нужно понять, какие моменты из тех, которые дарит нам жизнь, действительно интересны и содержательны, а какие представляют собой всего-навсего смешной анекдот (Фото 2) или что-то, как сейчас говорят, прикольное (Фото 3). Хотя и анекдот может иметь глубокий смысл, а невеста хороша не только тем, что у нее под платьем.

Поэтому я считаю, что первой и самой важной составляющей в классическом выражении «умение видеть» является умение находить это самое «интересное». Что зависит, прежде всего, от культуры фотографа и его жизненного опыта.

Трудно снимать. Нужно следить не только за фигурами, но и за фоном. Нужно дождаться такого уникального момента, когда в кадре происходит что-то настолько необычное или важное, что имеет большой смысл (или подтекст), который и будет содержанием такого снимка. Если цель фотографии — это исследование жизни, только в такой момент оно и может состояться. Иначе перед нами фиксация факта, но никак не интересующее нас размышление фотографа о смысле жизни (Фото 4, 5).

Вторая и не менее важная составляющая умения видеть — это умение строить кадр (третья — умение дождаться нужного момента). Стихийно возникшее в природе или целенаправленно организованное фотографом сочетание компонентов в кадре может обладать особой выразительностью. Это касается сочетания геометрических фигур, а также тональностей в черно-белой фотографии или цветов соответственно в цветной. И такая фотография — это также исследование реальности, но несколько другое. На снимке, может быть, ничего интересного не изображено, а он чем-то волнует и запоминается (это не исключает, конечно, того счастливого случая, когда в равной мере важны и КАК и ЧТО).

Вот такой пример (Фото 6). Черная фигура человека вписана в светлый фактурный простенок, окна слева и справа задают симметрию, завершают композицию округлые формы машины на переднем плане, а также полукруглая тень на стене. Все замечательно, черная шляпа и белая борода, и они работают. Был бы прекрасный композиционный этюд. Портит снимок наклон рамки, который трудно чем-либо объяснить. Неужели фотограф споткнулся, но при падении, рискуя жизнью, успел нажать на кнопку. Но тогда рисковал он зря.

Судя по работам некоторых фотографов, ни красOты природы, ни реальная жизнь их вообще не интересует. Это такой особый театр, в спектакле участвуют режиссер-фотограф и некая живая кукла или куклы, которые выполняют перед камерой какие-то странные действия (часто эротические) или просто кривляются.

Такая фотография является лишь средством фиксации фантазий автора, она самостоятельного значения не имеет. Здесь нет неожиданности ситуации, случайности момента как основной пищи для фотографии. Т.е., нет самой сути фотографии. Пусть это называют творчеством, пусть даже искусством (я стерплю), все равно, это имеет очень малое отношение к фотографии. Ведь главное — это замысел. Конечно, хочется спросить у такого фотографа, умеет ли он снимать, так сказать, более традиционным способом, но мы до этого не опустимся.

Фотограф Казимерас Линкявичюс из Литвы прислал серию работ под названием «52 автопортрета» (Фото 7). На одном снимке он стоит с перчаткой для соколиной охоты, а на перчатке резиновый петух. На другом он изображен с большим ножом синего цвета в руке. На третьем делает вид, что глотает довольно большую рыбу, изо рта торчит ее хвост. Еще один автопортрет с совком для мусора вместо лица. И так далее. Трудно сказать, для чего это. Если о странностях жизни, то реальная жизнь гораздо более странная и страшная, чем все эти страшилки. И все же не понимаю, зачем взрослому мужчине уподобляться легкомысленной женщине, которая целыми днями стоит перед зеркалом и, любуясь собой, примеряет разные платья и шляпки.

Многие ищут и находят философию там, где ее нет (Фото 8). Но что общего между фигуркой женщины и выключателем, сможет кто-нибудь объяснить?

Многие, очень многие со всей страстью отдаются вечной теме обнаженной натуры (Фото 9). Красиво, не правда ли? А вот другой пример (Фото 10). И опять нам предлагается что-то очень «философское». Перефразируя известное высказывание: хотелось как умнее, а получилось как всегда. Заметим, что опытный мужской глаз свое найдет (Фото 11). Но какая-то она вся в коросте, я бы на ее месте не снимался обнаженным.

Возвращаясь к медицинской теме, еще одна страшная, просто несовместимая с жизнью (фотографии) заразная болезнь — Photoshop. Возможности Photoshop'а не ограниченны, это, в самом деле, прекрасный и во многих случаях необходимый инструмент. Главное его преимущество — простота тех или иных манипуляций. Но она же становится большим соблазном, а потому — главным его недостатком. Научиться работать с Photoshop'ом легко. Понять, что действительно необходимо сделать с фотографией, а что является пустой тратой времени, гораздо труднее (Фото 12). Другой пример (Фото 13). Но зачем же он ей, несчастной, глаз-то проткнул, смотреть даже больно.

И, наконец, одна фотография, которая мне действительно понравилась, при этом она принципиально отличается от других (Фото 14). Снимок Алексея Иванова приятно рассматривать, он — красивый, вот что главное. Изысканное тональное решение, особое настроение, точный момент. Здесь нет претензии на оригинальность (цыганки Виктора Михайлова) или раскрытие темы (его же старушка). Нет и высосанной из пальца философии.

Композиция сложилась, она цельная. Ничего лишнего. Правда, я позволил себе немного отредактировать вариант автора (Фото 15). Это слишком яркий блик металла справа, а также рука с браслетом в правом окне. Блик и рука теперь чуть-чуть темнее. Надеюсь, автор согласится с моим вариантом.

Именно такая, скромная, не претендующая на обобщение фотография кажется мне настоящей. Конечно, она не имеет отношения к журналистике, не ставит и не решает социальные проблемы. Фотограф ищет смысл и красоту в самых простых проявлениях жизни и, таким образом, исследует ее.

А настоящая она потому, что воздействует на зрителя гораздо сильнее: не сюжетом (не только сюжетом), не тем, ЧТО изображено, а тем, КАК это изображено.

И, кроме того, мы не ощущаем в таких работах стремления фотографа отличиться, поразить наповал. Наоборот, автор как бы говорит: это не я придумал, это сама жизнь рождает такие редкие моменты, а я только нажал на кнопку.

В заключение несколько слов в свое оправдание. Получилось немного грустно. Но я в этом не виноват. Вам нужен серьезный разговор о сложности фотографического творчества и его проблемах, будем говорить серьезно. Нужно похлопывание по плечу — это не ко мне.

Сделать красивую и умную, настоящую фотографию очень и очень трудно. Необходимо долго и упорно учиться. И я обязан сказать об этом. Вместе с тем, не обещаю подарить вам ключик, который открывал бы дверь к успеху, такого ключика не существует. Современная фотография больна. И меня это очень волнует. Нет образования, нет культуры, всюду царит вкусовщина. Считаю важным называть вещи своими именами: умное — умным, глупое — глупым. Иначе говоря, чтобы помочь больному, все-таки необходимо говорить ему правду. Надеюсь, я никого не обидел. А если и позволяю себе немного пошутить, что ж, не подставляйтесь.

Пишите, задавайте вопросы, присылайте работы на рецензию. Наиболее интересные из них я рассмотрю в следующих уроках.
F&V

Александру Лапину предоставлен для подготовки его уроков архив журнала, в первую очередь, работы, присланные на ежемесячные читательские конкурсы (условия приема изображений и темы конкурсов см. на с. 100 журнала). Если вы желаете показать Александру Лапину свои фотографии вне рамок конкурсов, присылайте превью снимков по адресу foto@katmat.ru (с пометкой «Для А. Лапина» в теме письма) или отпечатки по обычной почте в адрес редакции (с пометкой на конверте «Редакция F&V. Для А. Лапина»). Не забудьте указать все ваши контакты — телефон (домашний, мобильный) и адрес электронной почты.

Урок шестой. Что хотел сказать фотограф
Урок пятый. «Фотошоп». Запретить нельзя использовать
Урок четвертый. Для чего нужен анализ?
Урок третий. Цвет и композиция
Урок второй. Цвет для цвета
Урок первый. Нужна ли больным правда?



КОММЕНТАРИИ к материалам могут оставлять только авторизованные посетители.


Материалы по теме

Стремление к запредельному. Фотография Латинской Америки

Стремление к запредельному. Фотография Латинской Америки

Фотография Латинской Америки — terra incognita для российского зрителя. Теперь он имеет случай сравнить свои представления о латиноамериканской культуре, сформированные под влиянием литературы, живописи и музыки, с тем, как эта культура воплощает себя в фотографии
22.07.2015
Из коллекции Владимира Никитина. Коллекционирование фотографий

Из коллекции Владимира Никитина. Коллекционирование фотографий

Профессиональная работа с фотографией не затмевает ценности личных семейных архивов. Поэтому и в коллекции произведения «чужие» органично сосуществуют с частными
18.02.2015
Из коллекции Натальи Григорьевой. Коллекционирование фотографий

Из коллекции Натальи Григорьевой. Коллекционирование фотографий

С ростом числа работ и качества собрания все меньше значе ния придается частным эмоциям и все больше — пониманию общественной значимости своего дела
17.12.2014
Из коллекции Александра Китаева. Коллекционирование фотографий

Из коллекции Александра Китаева. Коллекционирование фотографий

Пока наследие скрыто — его будто и нет. Показывать свои коллекции, щедро делиться информацией о них — свойство западного мира. Нам же еще предстоит к этому прийти
21.10.2014

Foto&Video № 11/12 2015 СОДЕРЖАНИЕ
Foto&Video № 11/12 2015 Портфолио. Искусство искусства. Владимир Клавихо-Телепнев
Портфолио. Московский палимпсест. Михаил Дашевский
Письма в редакцию. Письмо 80. Ода возрасту. Авторская колонка Ирины Чмыревой
Опыты теории. О статичном и динамичном. Авторская колонка Владимира Левашова
Тест. Широкоугольный объектив Zeiss Batis Distagon T* 2/25
Тест. Фикс-объектив Yongnuo EF 50/1.8
Тест. Зеркальная фотокамера Nikon D7200
Тест. Смартфон LG G4
Тест. Монитор LG UltraWide 34UC97
Читательский конкурс. Альтернативная реальность. Тема — «Коллаж»
Практика. Изменение видимого. Фотографическая монотипия
Практика. Дело по любви. Создание мягкорисующих объективов
Практика. От Цюриха до Женевы. Тревел-фотография: Швейцария
Репортаж. Диалог открыт. Фестиваль «Фотопарад в Угличе — 2015»; Ярославская обл.
Репортаж. Общность памяти. Фестиваль PhotoVisa 2015; Краснодар
Репортаж. За свободу слова. Фестиваль Visa pour l’Image 2015; Перпиньян, Франция
Моя фотография. Фарит Губаев: «Анри Картье-Брессон»

Календарь событий и выставок

<< Апрель 2024 >>
 1234567 
 891011121314 
 15161718192021 
 22232425262728 
 2930 
  
Сегодня
26.04.2024


(c) Foto&Video 2003 - 2024
email:info@foto-video.ru
Resta Company: поддержка сайтов
Использовать полностью или частично в любой форме
материалы и изображения, опубликованные на сайте, допустимо
только с письменного разрешения редакции.

Яндекс цитирования Rambler's Top100