Пьер Амбруаз Ришбур/Pierre Ambroise Richebourg
Дворец в Царском Селе; Китайский зал
Год съемки/печати: 1859
Альбуминный отпечаток
31,3х23,0 см (отпечаток)
72,6х51,0 см (фирменное паспарту)
Лист из альбома «Сокровища искусства
Древней и Новой России», изданного по инициативе Теофиля Готье
19.03.2014
Коллекционирование фотографий — это особый процесс. Владение материальными произведениями искусства дает неповторимые ощущения. Foto&Video запускает цикл публикаций, в которых коллекционеры расскажут о любимых работах из своих личных собраний. Для апрельского номера это сделал представитель целой династии отечественных коллекционеров
Текст Артем ЛОГИНОВ
Когда меня спрашивают, почему я занимаюсь коллекционированием фотографии, я обычно отвечаю, что данное увлечение позволяет ощутить себя в роли путешественника во времени, который напрямую прикасается к событиям прошлого. Для меня, как и для многих других, фотографии выглядели значительно более убедительными, чем рисунки или картины, давая возможность переноситься в пространстве и во времени. Фотографии XIX века, которые я увидел в собрании своего отца Алексея Логинова, были свидетелями давно ушедшей эпохи, которые чудом сохранились спустя более чем вековую историю войн и революций. Держа в руках уникальные подлинники, можно было не только любоваться сюжетом, но и буквально приобщаться к старине через прямое прикосновение. В процессе изучения истории искусств в МГУ я стал уделять внимание не только художественной ценности фотографии, но и ее роли в жизни общества. При этом предо мной всегда были аутентичные винтажные работы, а не репродукции, искажающие параметры оригиналов. Новые фотографические артефакты, которые попадали к нам в собрание, знакомили меня с творческими устремлениями самих фотографов. Я в некотором роде изучал заключенную в итоговом произведении культурную память.
Украшением коллекции, несомненно, является один из отпечатков французского фотографа Пьера Амбруаза Ришбура (1810—1872). Это произведение было выполнено в ходе поездки Ришбура и писателя Теофиля Готье в Россию и санкционировано Александром II, целью которого была популяризация в Европе русского культурного достояния. Важно отметить, что данный фотографический проект стал одним из первых в истории прецедентов использования фотографии в политических целях. Результатом поездки должна была стать серия фотографий, подтверждающая высокий уровень памятников культуры России. Фотографии Ришбура должны были опровергнуть точку зрения популярной в то время в Европе книги Астольфа де Кюстина «Россия в 1839 году», в которой автор по итогам своего посещения страны с сарказмом описывал, среди прочего, вторичность российского искусства. Будучи одним из ведущих официальных фотографов Франции, Ришбур как нельзя лучше подходил для роли беспристрастного свидетеля. К началу своей поездки в Россию в 1857 году Ришбур являлся членом Французского фотографического общества, автором нескольких учебных пособий по фотографии. Первоначально он фиксировал крупнейшие события политический жизни Франции, такие как приезд английской королевы Виктории в Париж или рождение сына императора Франции Наполеона III Эжена. Однако именно в ходе работы над съемкой архитектуры царской России Ришбур осознал, что искусство является важнейшей составляющей политического капитала страны, который формирует ее международный статус. По этой причине Ришбур по своему возвращению во Францию продолжил заниматься съемкой архитектуры, например дворца Фонтенбло и парижской виллы Наполеона III, которые в работах фотографа подчеркивали мощь французской монархии. Фотоотпечаток Ришбура напомнил мне о важнейшей теме взаимодействия искусства с социально-экономической и политической средой.
Артем ЛОГИНОВ
Потомственный коллекционер фотографии. Окончил отделение истории искусств исторического факультета Московского государственного университета им. М.В Ломоносова. Проходил аспирантскую стажировку в Ruhr-Universitat Bochum, Германия. Преподает историю и теорию фотографии в Российском государственном гуманитарном университете. Живет и работает в Москве.