Новый объектив Tokina относится к редкой группе «фишайных зумов», предназначенных для матрицы формата APS (кроме него, существует еще аналогичный Pentax 10–17).
Широкоугольные, нормальные и длиннофокусные объективы — это технические термины, с точки зрения практического применения правильнее говорить о широкоугольных, нормальных и… «узкоугольных» объективах. Последнего термина, правда, нет, и неспроста. Дело в том, что картинка, снятая длиннофокусным или телеобъективом, может рассматриваться зрителем точно так же, как и снятая нормальным. Разве что планы кажутся сближенными. Все предметы (а голова человека — это тоже, в общем-то, предмет) имеют обычную, привычную форму, даже иногда более правильную. Поэтому портрет снимается длиннофокусными объективами.
А вот с «широкоугольной» картинкой ситуация непроста. Широкоугольники искажают форму объектов, причем искажения эти неизбежны, но разные конструкции работают по-разному и по-разному искажают.
Наиболее распространены в практике «правильные» широкоугольные объективы. Правильны они в том смысле, что, сняв кирпичную стену, мы получим одинаковые по размеру изображения кирпичей и по центру, и на краю кадра, и это несмотря на то, что «краевые» мы видим под более острым углом. Чем меньше у них геометрические искажения (дисторсия) — тем считается лучше. Это качество отражает их происхождение от объективов, использовавшихся для аэрофотосъемки — действительно, желательно, чтобы снятый с самолета снимок местности мог быть легко наложен на топографическую карту.
Казалось бы, все правильно, но вот в чем беда — человеческие лица на такой картинке, чем ближе к краю — тем сильнее изуродованы, растянуты от центра к краям. В чем же дело? Дело в том, что рассматривать картинку надо под тем же углом, под которым сделан снимок. Если угол охвата пространства кадра у данного объектива 90 град., то смотреть на фотографию надо примерно с расстояния, равного половине диагонали отпечатка. То есть с дистанции всего в несколько сантиметров — если речь об обычном снимке 10х15. На таком расстоянии даже человек с нормальным зрением вряд ли сфокусируется.
Но обычная-то дистанция рассматривания — около 40 см! То есть, чтобы более-менее правильно воспринять картинку широкоугольника, нужны отпечатки выставочного формата, да еще и рассматривать их надо, расположившись строго по центру. Встав чуть сбоку, мы опять увидим уродливо искаженные лица.
Да, такова уж главная особенность обычных широкоугольников — прямые линии передаются прямыми же, и архитектуру и интерьеры надо снимать только ими. Но вот если в интерьере окажется человек…
Так вот объективы с недоисправленной отрицательной дисторсией (бочкой), именуемые «фишаями» (от англ. fish-eye — «рыбий глаз») гораздо более «гуманны».
С ними не надо бояться, что любимая девушка невзначай окажется не по центру — даже хотя искажения и есть (в другую сторону), сама картинка честно предупреждает — это вот такой художественный объектив.
На коротком фокусе Tokina 10–17 — классический полнокадровый фишай. Угол охвата по диагонали кадра — полные 180 град. Хотя такое же фокусное расстояние встречается и у «обычных» широкоугольников, как фиксов, так и зумов — охват пространства у фишая существенно больше. Но, собственно, тут ничего революционного нет — фишай он и есть фишай.
Некоторым открытием оказалось то, что на более длинном фокусе (до 17 мм) объектив оказался очень приятен в некоторых ситуациях за пределами обычного для «рыбьего глаза» круга сюжетов. Дисторсия остается, не такая, правда, сильная — заметна она только, если на краю кадра есть стены домов, столбы и т.п. предметы.
«Токиной» удалось снять внутренность средневековых потайных переходов, где за стены задеваешь плечами; он позволяет схватить многофигурные уличные сценки, ничуть не уступая репортажным объективам. Объектив довольно светосилен и имеет даже на открытой диафрагме сумасшедшую глубину резкости.
Постоянно носить Tokina AF 10–17/3.5–4.5 DX на камере, наверно, не будешь, но иметь в сумке и кармане очень хотелось бы. Он миниатюрен, как самый простенький китовый зум, но немного тяжелее и существенно дороже. Размер остается небольшим и при зумировании, не меняется и при фокусировке.
«На заре перестройки», когда в нашу страну хлынула импортная фототехника, фирма Tokina входила в «великолепную семерку» производителей автофокусной оптики (кроме пятерки производителей камер — Nikon, Minolta, Canon, Pentax, Sigma, туда входил еще Tamron). Например, только эти фирмы делали автофокусные «лонгтомы» 300/2,8. Объективы Tokina были тогда доступны на отечественном рынке, а многие модели оказались очень востребованными благодаря хорошему качеству и конкурентноспособной цене. Некоторые уникальные модели Tokina, например 28–70/ 2,6–2,8, вообще стали легендарными. В последние годы позиции были явно утрачены, поставки носили случайный характер, но сейчас ситуация меняется в лучшую сторону.
Надо сказать, приятно, что объективы Tokina возвращаются на российский рынок. Особый фирменный стиль этого бренда имеет у нас немало приверженцев.
Андрей ПАРШЕВ
Характеристики: сменный зум-объектив «рыбий глаз» для зеркальных цифровых камер формата APS
Ориентировочная цена: 20000 руб.
Плюсы: уникальные оптические характеристики, малые габариты
Минусы: специфичность применения
Доп. информация:
www.fotoplus.su,
www.tokina.co.jp