Текст и фото Елена ФИРСОВА, выпускающий редактор Foto&Video
Хьюстон — Москва
Специально для Foto&Video-Online
Как по команде, почти вся российская делегация проснулась в 4 утра — биологические часы никто не отменял. Попытки уговорить себя поспать подольше ни к чему не привели.
День начался с автомата по выпечке блинов: технологичные американцы даже такую романтическую процедуру автоматизировали — нажимаешь кнопку «ОК», и через десяток секунд тебе на тарелку из металлического жерла вываливается пухлый горячий блин. Условный завтрак в отеле Holiday Inn заменил нам московский поздний обед.
Свежие новости на ТВ дали понять, что свое желание купить новый Mac Book в одном из хьюстоновских Apple Store лучше пока придержать: именно 16 марта стартовали продажи третьей версии iPad. Предприимчивые маркетологи Apple, чтобы вызвать спрос, целенаправленно завезли товар в магазины небольшими партиями. И в ночь с 15 на 16 марта самые прогрессивные хьюстонцы выстроились в очереди и разбили палатки у всех торговых точек Apple. И сама идея проникнуть в один из магазинов, пускай и за обычным Mac Book, пока не кажется удачной.
Автобус с водителем Милтоном забирает нас из Holiday Inn и везет в отель Double Tree, где уже идут приготовления к портфолио-ревю. По крупным трассам мимо несутся огромные американские грузовики, завораживая своей киношностью. Как и вчера, сегодня приходит в голову та же мысль: а где люди? Несмотря на то что Хьюстон считается третьим по величине американским городом, улицы пустынны, не считая редких прохожих да совсем небольших группок ожидающих автобус на остановках. По крайней мере, на тех маршрутах как в даунтауне, так и вне его, по которым провозит нас автобус, никого живого нет. Возможно, причиной тому — выходные дни.
Город прекрасно зелен. В ту же секунду, когда говоришь себе «что-то много зданий», появляется небольшой парк со скамейками и водоемами. Да и у самих зданий — неизменные клумбы, а то и фонтаны. Не считая классических американских высоток в даунтауне (их здесь, впрочем, мало — не чета Нью-Йорку), Хьюстон, особенно в жилых районах, — малоэтажен. И тем самым, кажется, очень комфортен для жизни.
В Double Tree мы поднимаемся на второй этаж, где уже идет портфолио-ревю — Meeting Place. Каждые 20 минут сменяются потоки фотографов, которые подсаживаются к столам экспертов вместо своих коллег. Всего столов — 46. Один из них пустует — кто-то из ревюеров не смог приехать по семейным обстоятельствам. Всего в течение дня предусмотрено 14 сессий. Само портфолио-ревю проходит в огромном конференц-зале, а в холле при подходе к нему фотографы могут приготовиться к показам и пообщаться. У ревюеров — голубые бейджи, у фотографов — желтые (у гостей — зеленые). На стене — часы с табличкой «FotoFest Time». Есть возможность наполнить бокал водой со льдом.
Здесь же — книжные развалы. Цены очень даже приемлемые: массивные авторские альбомы в мягких переплетах — и $19, и $15, и даже меньше. Схожие книги, но в твердых переплетах, объяснимо дороже — например, $30. Тут же уже лежат и наши издания: англоязычные альбомы Сергея Браткова и Сергея Чиликова, а также русскоязычные книги Галереи имени братьев Люмьер: «Москва Наума Грановского», «Иконы 1960—1980», «Иконы 1990-х» и другие. Меня на развалах привлекли два новых издания: «Publish you photography book» авторов Darius D. Himes и Mary Virginia Swanson — они обещают рассказать все, что знают об издании книг; а также «Photographs not taken». Последняя — без единой картинки — оно и понятно: «несделанные фотографии», о которых рассказывают мастера, опубликовать нельзя (издания ищите на www.artphotoindex.com). В офисе портфолио-ревю можно купить крупные массивные каталоги фестиваля этого года: основная программа, открытия портфолио-ревю, аукционный каталог.
Нам выдают специальные сумки FotoFest’а, наполненные всевозможными буклетами и другой информацией о фестивале. Мы вешаем себе на шеи подготовленные заранее бейджи и межличностная коммуникация приобретает иное качество.
Андрей Чежин рассказывает, как участвовал в хьюстонском портфолио-ревю в начале 2000-х. Тогда еще, в отсутствие массового интернета, к ревюерам записывались лично: участникам выдавали своеобразные купоны (число — в зависимости от оплаты), и друг за другом каждый фотограф подходил и приклеивал один из купонов рядом с именем желаемого ревюера. По одному эксперту за подход. И так по кругу. После того портфолио-ревю легендарная Анна Таккер из хьюстонского Музея изобразительных искусств (MFAH) приобрела несколько работ Чежина в коллекцию музея. Сегодня, конечно, процесс регистрации предельно упрощен благодаря современным технологиям.
Знакомлюсь с одним из местных фотографов, который участвует в портфолио-ревю. Стивен (по основной профессии — преподаватель английского, еще учит немецкий и даже брал несколько уроков русского) рассказывает, что Хьюстон раньше был городом, в который приезжали только работать — он известен прежде всего своей энергетикой (нефть и газ) и сильной медициной. Здесь находится один из крупнейших раковых центров Америки, куда, как «черно» шутит Стивен, «люди приезжают умирать». Но последние пару-тройку десятков лет ситуация с образом Хьюстона меняется: он становится средоточием культуры, и фотография в этом обновлении играет очень важную роль. Во многом благодаря личности упоминаемой выше Анны Таккер.
Отель Double Tree стеклянными переходами стыкуется с тремя зданиями бизнес-центра Allen. В зданиях One и Two этого центра расположены выставки FotoFest’а — открытий портфолио-ревю за последние два года. Работы прекрасно инсталлированы в пространство — вероятно, это стоило организаторам и их партнерам серьезной суммы денег. Имена авторов: Erika Dietes, Damion Berger, Pablo Gimenez-Zapiola, Nancy Newberry, Monika Merva, Lamia Maria Abillama, Jhinryung Oh, Bill McCullough, Natan Dvir и Michael Tummings. Все их серии очень «проектны» — каждая несет в себе четкую идею, объединяющую все изображения в целое.
Охранник предельно спокойно и миролюбиво просит меня не фотографировать местных людей, ходящих по бизнес-центру (я включаю их в кадр, чтобы показать масштаб выставки), чтобы не доставлять им беспокойства. На это остается только улыбнуться, согласиться и поразиться: в России такая форма подачи информации в схожих ситуациях была бы пока очень редка.
Дальше по программе зарубежные журналисты должны повстречаться с нашими фотографами, что, вероятно, они и сделали. Я же беру интервью у Фредерика Болдвина, где он рассказывает о том, как создавалась эта редакция фестиваля. Было очень много организационных сложностей — в частности, с визами приглашенных гостей и организаторов с российской стороны. Например, для того чтобы на FotoFest смог приехать Евгений Березнер, сам мэр Хьюстона отправлял официальное письмо в наше Посольство США. Конечно, большую роль в организации фестиваля сыграла российская команда: Евгений Березнер, Ирина Чмырева и Наталья Тарасова, а также их помощники. И все это могло состояться прежде всего благодаря масштабной поддержке центра современный культуры «Гараж» и фонда «Айрис». Помимо фестивальных тем, Фредерик рассказывает о том, что, по его информации, известнейшая фотографическая школа фонда Benetton планирует провести в Москве свои учебные программы.
Закончив интервью, я отправляюсь гулять по городу. Солнце играет в стеклянных стенах небоскребов. У светофоров на пешеходных переходах нет зеленого цвета: либо белый человечек (можно идти), либо красная ладонь (идти нельзя). Большинство улиц — с односторонним движением (о чем заявляет знак «One way»). Между зданиями высятся многоэтажные автостоянки, каждая из которых имеет свое название: Garage такой-то или такой-то. Рейсовые автобусы носят общее название Metro. Уличные автоматы для оплаты парковки питаются от солнечных батарей. Нормальны парковки для велосипедов — но они пустуют: людей-то все так же нет. Прогулялась по Sam Huston Park — он сохраняет американские жилые дома столетней и даже более давности (схож с нашими северными музеями деревянного зодчества). Чтобы получить экскурсионный комментарий, достаточно просто позвонить с мобильного по указанному на табличке рядом с каждым объектом телефону.
В 17 часов наши автобусы отправляются от отеля Double Tree в Хьюстонский центр фотографии / Huston Center for Photography. Это небольшая, стоящая отдельно постройка в районе с малоэтажными жилыми домами. У центра есть три довольно компактных выставочных помещения и библиотека. У книг здесь, к слову, весьма потрепанный вид — значит, их смотрят и читают.
Волонтер Юля, уже американка, рассказывает, что среди 2 миллионов жителей Хьюстона 60 тысяч — русские. Среди последних волонтерами этого FotoFest’а стали 15 человек. Также Юля говорит о том, что в FotoFest’е, несмотря на его основную тему, может участвовать любая галерея с любой выставкой (теперь понятно, откуда в наших сумках такое количество всевозможных открыток-приглашений, не связанных с основной русской программой). И в Хюстонском центре фотографии мы увидели работы нероссийских авторов: это Julie Blackmon, Priya Kambli и Bastienne Schmidt.
Постепенно знакомлюсь с другими членами нашего российского десанта: фотографы Евгений Святский из группы АЕС+Ф, Дмитрий Вышемирский, Роман Пятковка, Алексей Гога, генеральный директор Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО Львов Александр Александрович. И это все еще не все!
Последним пунктом нашей программы 16 марта становится официальное открытие FotoFest’а в его штаб-квартире и презентация одной из основных выставок фестиваля — «Молодое поколение». То место, где расположена штаб-квартира FotoFest’а, офисным центром не назовешь — скорее, это своего рода арт-кластер. Везде дерево и металл. Перила винтовой лестницы, ведущей на второй этаж, декорированы канатами. Оба этажа этого здания — как выставочные площадки, так и весьма живописные коридоры — организаторы заполнили работами молодых российских фотографов.
Количество приглашенных на открытие фестиваля с каждой минутой становилось все больше и больше, и счет уже наверняка пошел на много сотен. Вот, оказывается, где собираются все люди Хьюстона!
Познакомившись с выставками, мы отправились в VIP-шатер, где организаторы фестиваля и другие официальные лица произнесли торжественные речи. Венди Вотрисс и Фредерик Болдвин поразили своей энергией. А Евгений Березнер сказал свою речь специально по-русски (естественно, с переводчиком), чтобы все пришедшие вкусили колорит нынешней темы фестиваля. И завершилось все живой музыкой и танцами. F&V
Продолжение следует
Дополнительная информация: www.fotofest.org
См. также:
Фестиваль FotoFest 2012, Хьюстон. 15 марта. День первый
Фестиваль FotoFest 2012, Хьюстон. 17 марта. День третий
Фестиваль FotoFest 2012, Хьюстон. 18 марта. День четвертый
Фестиваль FotoFest 2012, Хьюстон. 19 марта. День пятый
Фестиваль FotoFest 2012, Хьюстон. 20 марта. День шестой
Фестиваль FotoFest 2012, Хьюстон. 21 марта. День седьмой